В дюссельдорфской Опере на Рейне состоится премьера последней оперы н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Фото: Ханс Йорг Мишель
Сегодня в дюссельдорфской Опере на Рейне состоится премьера последней оперы н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
На постановку приглашен режиссер Дмитрий Бертман (с пультом — известный немецкий дирижер Педали Kober).
«А знаете, здесь в парке летают зеленые попугаи — в стаде. И белки бегают, и зайцы переходит тебе дорогу»,
— говорит Дмитрий Бертман.
Живет в Дюссельдорфе уже полтора месяца и практикуя каждый день своего «Цыпленка». Знает в милейшем немецком городе один маршрут — из дома (театр арендует ему квартиру) для служебного входа через небольшой кусок парка, прилегающих к Опере. Может имеет всю полноту ощущений вместо петуха попугай на сцене будет? Зная замашки и фантазии худрука «Геликон-оперы» — не удивлюсь.
Кстати, именно здесь три года назад разразился скандал с «Тангейзером» — из-за обработки с нацистами. Интендант Оперы Кристофер Мейер, мужчина, веселый и улыбающийся, в один день трудно, решением закрыл постановке, которую зрители посчитали для себя оскорбительным.
Но сегодня я не в «Тангейзере», конечно, дело: «Золотой петушок» готов уже завтра вылететь в германии, скорее всего, взыскательной аудитории. С «Петушком» в отличие от произведений Вагнера все веселее и душевнее.
Римский-Корсаков начал работу над оперой осенью 1906 года, а уже в октябре он записал забавный стишок:
«Я хочу сочинять не шутка/»Золотой петушок»,/Хи, хи, хи, да, ха, ха, ха».
А в сентябре 1907 года партитура была завершена и отдана в печать. Через пол года директор императорских театров В. А. Теляковский передал либретто оперы в драматическую цензуру. В начале цензура текст не тронешь, однако уже на второй день требовал многих изменений, причем вымарывались даже пушкинские стихи.
В конце концов, римский-Корсаков вынужденно согласился с некоторыми изменениями, но потребовал, чтобы на шоу были проданы отдельно буклет с полным текстом либретто в оригинальной версии. Opera вышла только после его смерти — первая постановка состоялась 24 сентября 1909 в Оперном театре Зимина в Москве, располагавшемся в том же доме на Большой Никитской, где сейчас находится «Геликон».
До премьеры, анонс:
«Последняя опера H. A. Римского-Корсакова «Золотой петушок», не принятая к постановке на Императорских сценах. Создавая либретто по мотивам стихов а. с. Пушкина, В. Бельский сохранил текст сказки в опере с минимальной коррекции, но многие закончили в стиле оригинала. Цензуру смущал сатирический образ Царя Дадона, как издевательство над властью и ее окружением».
Генеральная репетиция. Оркестр пытается звук. В кулисах идут последние приготовления: во-первых, на сцену уже выкатили большой и вместительный горшок и взбили в нее для купания. Кого мочить будем?.. Какая-то женщина, держа в руках накрытую клетку — кто там? Может попугай еще? Многие наряды, в которых много золота…
На генеральную аудитория не звали так, что в зале — все свои: сотрудники театра, несколько критиков. Будущая певица Елена Брылева, которая еще в знаменитом спектакле Большого театра (1989 год, режиссер Георгий Ансимов, а ассистентом был студент Бертман) пела Шамаханскую королеву. Сейчас Елена живет в Дюссельдорфе с мужем-тайваньцем, очень известный дирижер.
См. также:Оркестр Крымской филармонии возглавит дирижер из Донецка
Еще одна неожиданная встреча — пианист Борис Блох, который живет на три страны — США, Германию и на Украину. Присутствие его на передаче «Курица» вполне понятно: два года назад он выиграл конкурс на должность худрука знаменитой Одесской оперы, теперь смотрит на мир все интересно — постановки Бертмана как раз из этой категории.
А кроме того — последние консультации с постановочной группой, с которой уже давно работает: хореограф из Питера Эдвальд Смирнов; художник спектакля Энелиз Сэмпер из Таллинна; свет ставит американец Томас, и Бертман представляет его как Зайцева, так как с немецкого языка на русский переводится фамилия художника — Хазе.
Через несколько минут — общее, за день до премьеры, а Бертмана шутка, а он как-то не производит впечатление нервного художника.
«Вы знаете, в Германии я поставил шесть-семь опер, но эта постановка является уникальной в том смысле, что и страна, и театр ее открылась мне совершенно с новой точки зрения. Образ немецкого театра, где все, буквально, ровно, холодно, выверенно, для меня совершенно опустился. Оказалось, что Опера на рейне — театр очень эмоциональный, семейный, не смотря на то, что государственный.»
Как выяснятся, это, в сущности, два театра в одном, содержит в Дюссельдорфе и Дуйсбурге. В Дуйсбурге — семинары, мастер-классы, практика проведения, и именно здесь происходят первые попытки, и только после этого выступления проходят на сцену в Дюссельдорфе. Хотя в Дуйсбурге большой театр. Театр обслуживают два оркестра, а «Курица» — пока три, но с одним дирижером.
— Дима, что отнесся с переводчиком?
— Нет, я всегда работаю без переводчика, на английском языке. С переводчиком, как говорил Петр Наумович Фоменко, когда он смотрел в Комеди Францез, оказывается, как целоваться через стекло…
Еще несколько минут, скоро все начнется.
Я должен сказать, что на «Петуха» собралась международная команда, и поют на языке оригинала. Достаточно взглянуть на сцену, то есть на тех, кто поет. Так что, Дадон и две Шамаханские царицы — наши: Борис Стаценко, Анна Гречишкина из «Геликона» и Антонина Весенина из Мариинки, лауреат последнего конкурса Чайковского.
Финн поет воеводы Полкана, царевы сыновья — чех и американец, Амелфа — немка, а швейцарский тенор лирический — Звездочет. Петушок — из Словакии, пара ее «своей» — из Германии: с рынка, и из магазина, и оба в различных агрегатном состоянии. Да, да, да придумал Дмитрий Бертман, мастер парадоксальных решений и ходов.
И вот свет уходит. Пошли первые звуки оперы н. Римского-Корсакова. В сцене пролога проходит таинственная тройка — Зездочет, похожий на многомудрого еврея, за ним красивая в длинной плиссированной юбкой, цвет золотой, ни замков позволяет рассмотреть красивые ноги в высоких черных ботинках — ну, конечно, Шамаханская.
См. также:Метаморфозы Парижа
А рядом — Петушок: довольно захватывающим, длинноногая певица — птичий шляпа на голове, высокие сапоги, юбка, как балетная пачка, и хвост с ней — как и вся золотом горит. Простите, а в клетке заранее, кто это сидит? Бертман интригует…
С первой сценой становится понятно, для кого в деревянную лоханку пену заправляли и ногами. Там вырос главные мужи земли Русской — царь Дадон с сыновьями (либретто дал имена представителей золотой молодежи — Ги и Афон) и воевода Полкан. По хорошей русской традиции в бане решаются основные дела и вершится судьба страны — вот Дадон с детьми и коллегой держат там совет с метлой да водкой. Балалайки с медведем не хватает.
Такое изображение является немного неожиданной: штампы для иностранцев? Но дальнейший ход событий развеял мой скептицизм. У Бертмана — это не штамп, а пародия на штампы, и том ловко и остроумно игра. Хохломские ложки, в кругу нашиты на ткань, ткань ложится на бедра сексуальный Дадона, и Шамаханская королева делает вид, что играет на них, как настоящий ложкарь, — вожделеет!
Эпоха у Бертмана смутно выражает — не советская, не новая русская. Элементы советской действительности — синие одежды и шарфы уборщиц (народ), мундир генерала Полкана или совершенно неповторимый стиль Амелфы, который один в один снят с многозначительной и многознающей породы секретаря обкомовского и горкомовского наполнение: белый верх/черный низ, который облепляет большие формы, и долговечный начес на голове.
Изображение самого Дадона — скорее признакам изображение власти, чем конкретный. Не, Путин точно — это не про него у Пушкина сказано: «Правит лежа на боку»…
Так вот, когда Астроном, вручая королю клетку, сдергивает с нее покрывало, там раскрывается настоящий петух — белый, толстый, в коричневой волны на крыльях. Ведет себя спокойно, без экзальтации, как и должно быть сытой птицы. А в это время с балкона Петушок, что весь в золоте, похоже, на высоких нотах: «Кири-кирика-ку-ку, царствуй лежа на боку!» Нет, конечно, не Путин, для которого многочасовые общения с согражданами — «семена».
«Мне Дадон, скорее, напомнил Буш,
— говорит мне в половине Борис Блох,
в США ироничное отношение характерно для людей власти между собой. Я видел по телевизору политический капустник, в котором жена Буша была шутка, что к мужу: «Милый, президент не должен ложиться спать в девять».
Мы с Блохом об Одессе, о культурной политике новой украинской власти. Вывод: культура и как худрук не испытывают политического давления, ситуация улучшилась. А «Золотой Петушок» Бертмана ему очень нравится. Меня тоже.
См. также:В Казани завершился фестиваль имени Рудольфа Нуриева
И постановка, и оформление Энелиз Сэмпер, у которой эклектика в одежде выглядит очень стильно — 50-х годов прошлого века, современные офисные времена, гламур из ночного клуба, где на определенное пати попадает Дадон со своим войском, идя на войну — и там, в гнезде разврата, встречает Шамаханскую царицу, которая является прекрасным сопрано поет свою знаменитую арию.
И тут появляется моя любимица — Амелфа, была секретарша Дадона. Женщина-гора, сначала сидя за столом, полностью уставленным телефонами-вертушками, и жует, плотоядно резки в петушиное мясо, а потом весь второй акт неприкаянно ходит по сцене с тушкой-гриль. Вид ее мрачен и страшно — вот, что могут сделать с символом власти (а потом и властью) верные слуги.
Финал — сильная метафора. Народ держит в руках пустые клетки и поет: «Как мы будем без царя?..»
После спектакля удалось пообщаться с режиссером. Несмотря на все технические проблемы, доволен зачете. Дает художникам выходной перед премьерой.
— Дима, у вас есть либретто Бельского, без сокращений? Именно из-за него в опере были проблемы с цензурой.
— Все оставил без изменений. Помимо того, что текст является резкое по содержанию, там Бельский и ловко сыграл на фонетике русских слов — и в результате получил ассоциации на слух с нашими нецензурными выражениями. Например, есть текст: «Вот с востока едет, смотрит…» — а слышно что-то приличное. Или: «А пока остыть, я у блюда…», а слышно «ублюдок»…
Еще несколько лет назад Бертман делал «Золотого цыпленка» в «Геликоне», он уже не в репертуаре. Но это не перевод, а совершенно новая постановка, и даже отрывки из предыдущей постановки был также переделан. В ней — отсыл по сей день: в спектакле есть такая общая история народа, короля и то, как решается судьба государства. Мне кажется, что наступает время «Золотого Цыпленка».
Скоро «Петушок» будет помещен в другой государственной опере в Германии — мюнхен.
Кстати, за рубежом опера впервые увидела свет в 1914 году, на русском языке, в Лондоне; в Париже в том же году «Петушок» в постановке Михаила Фокина шел, как опера-балет в декорациях Натальи Гончаровой; «Курица» бросилось в Нью-Йорке (Метрополитен-опера), Берлине…
Марина Райкина, «Московский комсомолец»
Об авторе