Балет печального образа

Автор:Аида Воробьёвa

Балет печального образа

Китри-Мария Александрова. Фото -Дамир Юсупов

Самый московский из классических балетов — «Дон Кихот» Александра Горского (1900 г.) и еще с полдюжины советских авторов — переехал с Новой сцены на торжественную Историческую и одновременно изменил декорации и костюмы.

О последствиях переезда и ремонта рассказывает Татьяна Кузнецова.

«Дон Кихот» — самый живучий балет в мире. Это позволяет делать с собой все: вставить новые танцы, поменять порядок сцен, перенести изменения из других балетов, сочинять новые.

С 1900 года (когда житель санкт-петербурга Александр Горский поставил на либретто Мариуса Петипа собственную, московскую версию, которая — уникальный случай — позже он переехал в санкт-Петербург) только в Большом театре «Дон Кихот» пережил более десятка спектаклей, в том числе два военных, в 1942 году, в эвакуационном Куйбышеве и прифронтовой Москве.

В результат Минкуса безопасно врастали номера, Соловьева-Седого и Желобинского, хореографии Горского дополняли Ростислав Захаров, Касьян Голейзовский, Анатолий Симачев, а также множество танцоров — от рождения Эспады 1940 года Сергея Кореня для непревзойденного Владимира Васильева, вознесшего партию Базиля в сегодняшней высот виртуозности.

Редакция, которая существовала в Большом до прошлого года, была наитрадиционнейшей: в 1999 году тогдашний худрук балета Алексей Фадеечев вернул на сцену спектакль своего детства, удалив мертворожденную версию Юрия Григоровича. На премьере радость была всеобщей. Гибкие декорации Сергея Бархина, исторические костюмы, отсылающие к постановке 1906 года, оживившаяся труп, упаковщик хорошо исполненных ролей — все это заставило говорить о возрождении балета Большого после драматических перипетий последнего десятилетия XX века.

С тех пор спектакль разболтался: ушли на пенсию участники премьеры, потеряли смысл мизансцены, распоясались в актерской отсебятине танцоров, перевирая или настроив хореографический текст. Для этого нужен спектакль следовало двигаться с небольшой Новой сцены на основную, Историческую — там больше мест для зрителей, да и балет многолюден.

Очистки «Дон Кихот» пригласили его автора Алексея Фадеечева. По вызову перенос балета со сцены на сцену, не то что выхода, даже продолжением назвать сложно: он шел еще в прошлом сезоне, танцевать должны были те же лица. Словом, ничего не предвещало беды.

См. также:Нежные воспоминания клавикорда

Хотя, конечно, решение заказать новые декорации Валерию Левенталю выглядело спорным: художник выставил не один «Дон Кихот», и всегда неудачно — сценография спектакля, идущего сегодня на сцене Музтеатра Станиславского, как и декорации версии Григоровича, вышли жеманными, матовые, концептуально неопределенный.

Волею судьбы новый заказ Большой оказался последней работой художник: Валерий Левенталь умер, едва закончив работу над эскизами. Не желая обсуждать его работу, скажем только, что веласкесовски прочные исторические костюмы Елены Зайцевой, не всегда сочетаются с декорациями, в которых окрашены «под реализм» примечание: стенки размещены в условно — золотые или черные — рамки обнаженные сцены, а с колосников давяще-низко провисают пышные драпировки из тканей.

Впрочем, желание уйти от вековых традиций не чуждо и художнице по костюмам. Традиции жестоко мстят: один балеринская пачка третьего акта (красный с черной отделкой и широкой золотой каймой по ободу — как хохлома) в состоянии перечеркнуть деликатесы богатых придворных платьев, в которых спорт миманс.

Впрочем, странности проекта можно было отбросить, как второстепенное, если бы режиссерско-хореографическая чистка «Дон Кихота» заставила балет засиять былой свежести. К сожалению, мусор просто размели по углам, почему руинированные фрагменты спектакля были во всей неприглядности.

В первую очередь, характерные танцы (также называемые народно-сценическими), которых в «Дон Кихоте» больше, чем в любом балете. Алексей Фадеечев, бывший премьер-министр классический, мало что понимает в этом жанре (до конца 1960-х годов в каждом большом коллективе СССР для выполнения следующих танцев появились специальные, характерные художники), а потому что всю каблучную «испанщину» и «цыганщину» отдал на откуп репетитору Большого Юлиане Малхасянц.

Была характерная солистка театра молодым лет танцевала не то, что входит, а то, что она смогла, компенсируя искалеченность хореографии killer темпераментом, агрессивный и вульгарный способ введения и некоторых ноу-хау, среди которых особой результативностью выделялись мостик со специфическим профиль в крестец, позволяющий волосы танцовщицы подметать сцену.

См. также:Главный дирижер Большого театра объяснил свое увольнение

Теперь все «испанки» Великого гнутся так: деловито, поставив ноги пошире и решительным, доставая головой до пола. Между этими гимнастическими прогибами академический хореографический текст просто отсутствует или трансформирован до полной неузнаваемости. А так как в настоящее время, премьерное исполнение будет считаться ссылка, московский характерный танец можно считать похоронен, в конце концов.

Единственной уцелевшей пляской (а точнее, его последней частью, потому что драматическая половина была сделана из блаженного невразумительностью) оказался сольный «Цыган» в исполнении Анны Антроповой, танцовщицы достаточно зрелыми, чтобы вспомнить, как эту партию были выполнены в эпоху Юлиана Малхасянц. Плохо станцованная «Джига» — выпущен в 1940 году, танец пьяных ирландских моряков — раскраски для нового спектакля не добавила, но без следа исчезнувший в третьем акте танец дети-ангелы заставил сожалеть о себе.

Да что там характерный танец, когда классические партии «Дон Кихота», выполненные так, как будто на сцене не один из лучших команд в мире (в чем автор была уверена до последнего вечера), а провинциальная компания недоученных новичков.

Прекрасно танцевала, я думаю, что Ольга Смирнова, которого Вы дриад, наверное, ставили малограмотному окружающей среды. Подчиненные кордебалетные дриады прыгнул в entrechat-quatre неровным забором, «четверка» прыгала свои jete с нарушением, анемично улыбающийся Амур — Юлия Лунькина медленно перебирала вязкими ногами, сохраняя чиновную недвижимости корпуса.

В первой, прыгает вариации третьего акта артистка кордебалета Елизавета Крутелева на колесе большого jete, конечно, какой-то Кшесинской демонстративно заскакала поперек музыки, давая понять, maestro Сорокину, что темпы ее неудобно. В другой вариации Дарья Бочкова и вовсе не отделялась от земли.

На фоне этой массовой бедности Китри и Базиль выглядели вполне прилично. Мария Александрова танцует партию Китри уже полтора десятилетия, и, хотя десять лет назад это было ее легче опыт позволил танцовщица остаться на плаву. Мария Александрова, разделение трафика на основных, так и дополнительных, акцентировала зрительское внимание на прыжки и вращения, не насилуя тело в adagio, и не отвлекаясь на незначительные пока. Самоконтроль и нескрываемое удовольствие, которое этот Китри получила от пребывания на сцене, выгодно отличали от смысла улыбающихся коллег, танцующих, как будто вслепую.

См. также:Чайка Большого балета

Ее партнер Владислав Лантратов не воспользовался возможностью парка развлечений с дамой: оставаясь в тени Китри, его герой был элегантный холостяк, скорее, идальго, чем парикмахер. Впрочем, партнер этот Базиль был искренне влюблен, а вариации третьего акта сделал без сучка и задоринки.

Главные герои будут тянуть этот балет и в будущем: в брошюре приведены девять Китри и восемь Базилей, в том числе приглашенных звезд-Наталью Осипову и Сергея Уровне. Но штатная чистка главного балета Большого театра оказались смертельными. Эта диспозиция, которая 17 лет назад возродил команду после бедственных 1990-х, сейчас закопала иллюзорное благополучие сегодняшнего Большого балета.

На премьере присутствовали сразу три худрука балета: были — Алексей Фадеечев, нынешний — Сергей Филин и будущий — Махарбек Вазиев, единственный, который не сиял от удовольствия. Еще бы, ему-то и придется расхлебывать неожиданные последствия уборки.

Татьяна Кузнецова, «Коммерсантъ»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ