Артюр Онеггер: «Я старался быть доступным для обычного слушателя и интересно для музыканта»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Артюр Онеггер: «Я старался быть доступным для обычного слушателя и интересно для музыканта»

Артюр Онеггер

Выдающийся французский композитор Артюр Онеггер — один из самых прогрессивных художников современности. Вся жизнь этого глубокого музыканта и мыслителя — служба для любимого человека искусства. Он отдавал свои разносторонние способности и силы в течение почти 40 лет. Начало творческого пути композитора относится к годы первой мировой войны, последние произведения были написаны в 1952-53, Перу Онеггера принадлежит более 150 работ, а также множество критических статей по различным актуальным вопросам современного музыкального искусства.

Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 года в портовом городе гавре, в семье швейцарского бизнесмена, занимавшегося кофе, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называет себя человеком «с двойным паспорт» — Франция и Швейцария, хотя и гражданином своей исторической родины он никогда не был.

Рано увлекшись музыкой, он сначала занимался самостоятельно, а в 1905 году стал частным образом изучать гармонию и поглощения на скрипке. В 1909 г. Онеггер поступает в московской консерватории в Цюрихе, а два года спустя перевелся в Парижскую консерваторию, где обучался на скрипке, а также изучал теорию музыки у Андре Жедальжа (учителя Мориса Равеля), дирижирование (Венсана д’Энди) и занимается композицией (Шарля-Мари Видора).

С 1914 до 1916 году Онеггер служил в пограничных войск в Швейцарии, в конце службы вернулся в консерваторию и окончил ее в 1918 году. К этому времени относятся первые серьезные сочинения композитор: Струнный квартет и симфонический поэма «Песня Нигамона».

В 1916 году Онеггер присоединяется к организованной Эрик Сати группы «Новых молодых», который в противовес просто «Молодые» Мориса Равеля и участие в серии коллективных концертов этой группы. В начале 1920-х годов Онеггер вместе со своим другом Дариусом Мийо официально входит в так называемую «Шестерку», организованной на базе «Новых молодых», но после быстрого распада и это условие сообщество выбирает самостоятельный путь. Для Онеггера этой группы музыкантов никогда не носил в себе никакой единой или различные программы. Как пишет биограф Онеггера Вилли Тапполе:

«Шесть» — всего лишь удобный ярлык для точного каталогизирования…»

В самом начале существования «Шестерки» были замечены различия в оценке несколько творческих явлений современности (Мийо, Орик и Пуленк горячие последователи Эрика Сати, но спокойным и разумным Онеггер никогда не считал его одним из своих учителей). Тем не менее, это не хорошо, и он иногда участвовать в самых радикальных его нововведений.

5 апреля 1919 г. в зале Уиген именно Артюр Онеггер оказался и единственным, кто во время антракта представил публике «маленькие пьесы для меблировочной музыки, изобретенный Эрик Сати», сказал, что за эти несколько вводных слов от имени автора. Конечно, он был самый неожиданный из всех, которые Сати мог попросить для участия в этом странном случае, согласившись на него, только для гладкости швейцарского характер… Но это совсем не хорошо Онеггеру воспринимают именно те идеи, которые лично ему казалось продуктивным.

Артюр Онеггер на фоне коллекци некурящих труб

Так появились пять лет спустя его наиболее известная оркестровая пьеса «Пасифик 231» (1923 год) стоял особняком во всем его творчестве. Описывая средства музыки, движения большого паровоза, Онеггер со свойственной ему обстоятельностью развивается меблировочную идеи «индустриализации музыка», выдвинутую Сати, это правда, что в типичном для него, изобразительного и даже несколько импрессионистском образом.

Первое исполнение «Пасифик 231» был сенсационный успех, и работа была шумной известностью у любителей всех видов новых продуктов.

«Первоначально я назвал пьесу Симфоническое движение. Но… после того, как заканчивает партитуру, я назвал его «Пасифик 231». Такой бренд локомотивов, которые должны иметь тяжелые формы»…

— пишет Онеггер. Безумие Онеггера урбанизмом и конструктивизмом влияет и на другие произведения этого времени: в симфонической картине «Регби» и в «Симфонических движения № 3».

Еще в середине 20-х годов. Онеггер начал создавать свои лучшие произведения, глубоко человечные и выгодным. Этапным сочинением стала оратория «Царь Давид». Она открыла длинная цепь его монументальных вокально-оркестровых фресок «Призывы к миру», «Юдифь», «Антигон», «Жанна д’Арк на костре», «Хлопки мертвых». В этих произведениях Онеггер самостоятельно и индивидуально преломляет различные тенденции искусства своего времени, стремится реализовать высокие этические идеалы, представляющих вечную общечеловеческую ценность. Отсюда и обращение к античной, библейской и средневековой тематикой.

Лучшие произведения Онеггера получил крупнейших поп-звезд в мире, покоряя слушателей эмоциональную яркость и свежесть музыкального языка. Композитор сам активно выступал как дирижер своих произведений в ряде стран Европы и Америки.

В 1928 году он посетил Ленинград. Здесь были установлены дружеские и творческие связи Онеггера с советских музыкантов и особенно с Д. Шостаковичем.

Тем не менее, однажды проникнувшись идеей создания «новой музыки», композитор, то попадает под растущее влияние Игоря Стравинского, музыка которого позже он глубоко изучал и в 1939 году написал о нем большой очерк. В этот период Онеггер сочинять музыку для театра и кино, а также многочисленные камерные и инструментальные композиции.

В своем творчестве Онеггер искал не только новые темы и жанры, но и нового слушателя.

«Музыка должна изменить общество и обратиться к массам. Но для этого он должен изменить свой характер, стать простой, простой и в крупных жанрах. Равнодушных людей композиторская техника и поисков. Именно с такой музыкой, я попытался дать в «Жанне на костре». Я старался быть доступным для обычного слушателя и интересно для музыканта»,

— утверждает композитор.

В послевоенные годы Онеггер достиг вершины признания. В 1948 г. Цюрихский университет присвоил ему степень доктора honoris смерти с мотивировкой:

«Смелому пионеру и великого композитора во всех областях музыкального творчества».

Артюр Онеггер

Он стал президентом «международные федерации и ассоциации авторов театральной музыки», основатель и президент Музыкального совета при ЮНЕСКО. Весной 1952 года во многих европейских городах проводятся фестивали, посвященные его шестидесятилетию. Французской академии избирает его почетным членом.

Онеггер-прежнему ведет большую концертную деятельность. Появляются и новые композиции — трагическая Третья симфония, которая получила подзаголовок Литургическая, Монопартита, Пятая симфония, которые отражают мрачные настроения композитора, а вместе с ними и светлая Четвертая симфония, концерт Камерной музыки, «Архаичных люкс», Рождественская кантата литургические и фольклорные тексты.

Одновременно большое внимание Онеггер стал давать писательской деятельности. В своих книгах «Заклинание рутинеров» (1948) и «Я-композитор» (1951 год) и ряд статей высказанные мнения художника за судьбы мира и культуры в условиях современного ему общества.

Последние годы Онеггер жил в Париже. В 1953 году он был принят во Французскую Академию и был удостоен звания Великого офицера ордена Почетного легиона. В течение нескольких лет композитор, преподает в обычной школе Альфред Корто (École normale Alfred-Cortot).

Онеггер умер 27 ноября 1955 года в Париже после инфаркта.

Из различных источников, Im Ветлицына, Wikipedia

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ