Артем Дервоед: «Уходить нужно вовремя, когда еще можно выиграть»

Автор:Аида Воробьёвa

Артем Дервоед: «Уходить нужно вовремя, когда еще можно выиграть»

Артем Дервоед. Фото: фирма «Мелодия»

В Московской филармонии завершился X Международный фестиваль «Виртуозы гитары», который известных исполнителей из России, Испании, Польши, Хорватии, США и других стран. О юбилейном форуме «известиям» рассказал его худрук, лауреат международных конкурсов Артем Дервоед.

Как эволюционировал фестиваль за 10 лет?

— Мне кажется, что за 10 лет нам удалось воспитать особую аудиторию, которая приходит послушать именно классическую гитару. У нас побывало очень много интересных солистов, и некоторые из нас впервые открыли и в московской и российской аудитории: к нам приезжают меломаны из разных городов, а наш интернет-передачу смотрят по всему миру.

Какие события стали основными на юбилейном фестивале?

— В программе было пять российских премьер, в том числе премьера единственного в данный момент произведения Кшиштофа Пендерецкого для гитары. Мы постарались собрать наиболее, на наш взгляд, лучших гитаристов мира. Конечно, всех вызвать не может: у нас было только пять концертов, кого-то надо было пожертвовать.

Воспитанная вами общество не боится современной академической музыки?

— Люди вообще боятся всего неизвестного. Лучше они будут в тысячный раз слушать то, что знают. В концертной практике, к сожалению, часто случается, что во время звучания сложной современной музыки — не бесталанной — публика встает и уходит.

А вам, как исполнителю, в каком «возрасте» наиболее комфортно?

— Лучше всего у меня, кажется, получается музыка XX-XXI века. Только недавно я почувствовал, как надо играть классику, нащупал ее особенность. Когда-то я хотел бы видеть путь и к музыке Баха. Его сочинения для лютни, виолончели, скрипки — сонаты, сюиты, партиты — очень хорошо звучат на гитаре.

К фестивалю выпущен на фирме «Мелодия» новый диск «Призраки и тени» с испанской музыкой. Какова его концепция?

— Там представлена достаточно широкая палитра: от эпохи Возрождения до XX века. Музыка практически вся оригинальная, написанная для гитары, за исключением ренессансных произведений: они созданы для вилуэллы, это ближайший предок гитары.

На каком инструменте были записаны?

— На гитаре немецкого мастера Карла-Хайнца Ремиха писал музыку ренессанса, это первый трек. Остальное на гитаре итальянского мастера Gabriel Лоди. Я играю в нее с недавнего времени.

Сколько у вас гитар?

— Около десяти, почти все современные. Историческая есть лишь один — семь-гитара первой половины XIX века, созданная по проекту знаменитого российского чемпиона Краснощековым.

Вы-обладатель огромного количества престижных конкурсов. Почему в 2013 году, находясь в расцвете сил, решила закончить конкурсную карьеру?

— Все в свое время. Конкурсы — молодежная вещь, я уже вырос из этих «штанов». Да и уходить нужно вовремя, когда еще можно выиграть, но не хотите принимать участие в соревнованиях. А вообще я считаю, что конкурсы и лотерея: не всегда хороший результат согласуется с тем, как вы играете.

У вас классическое музыкальное образование в России. Что вы думаете о реформе, которая проводится в музыкальных школах? В Москве решили резко укрупнить, так, что в некоторых районах останется только в одной школе.

— О результатах этих изменений можно будет говорить через определенное количество лет, сразу они не видны. Нужно, чтобы люди отучились весь цикл — от музыкальной школы до аспирантуры. В принципе, укрупнение образовательных учреждений, сокращение числа чиновников в музыкальных школах или школах на учебный процесс не влияют. Учителя остаются те же. Сейчас сократили неполный рабочий день, но в состоянии, как правило, работают не последние люди. Я пока не вижу изменений, из-за которых стоит бить тревогу.

На гитаре еще играть?

— Для меня это всегда было хобби. Мы встретились с друзьями в выходные, выполняли различные виды музыки. В 2005 году он бросил гитару. Но недавно на горизонте появился интересный проект: исполнение Концерта для альта и оркестра Бенджамина Юсупова, где нужно играть на классической, и на электрогитаре. А в финале гитариста, придется танцевать танго. Это смесь действительно хорошей музыки и интересных визуальных шоу. В общем, я согласился.

Ольга Завьялова, «Известия»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ