На фестивале номинанта зрелище Сент-театр «Царская невеста» в постановке Андрея Могучего вечером 17 марта увидели не только на Новую сцену большого театра, но и в кинотеатрах в России, жить. Это первая опера в новом проекте «Золотая маска» в кино». Впереди еще два балета — «Вечер балетов Иржи Килиана» Музтеатра Станиславского и любимый балетный график спектакль «Цветоделика» из Екатеринбурга.
Следующие трансляции «Золотой маски», совместно с арт-объединением CoolСonnections (именно эта компания уже не первый сезон ведет популярных трансляций из Метрополитен-опера, например) — 20 марта и 11 апреля «Вечер балетов Иржи Килиана» и «Цветоделика» Вячеслава Самодурова соответственно.
Городов, которые из-за несоответствия часовых поясов смотреть спектакли в записи (так же, как живой фестивальная публика,- только один раз), увидят, 18 и 26 апреля, отложенный просмотр «Царской» назначен на 4 апреля.
Можно представить себе, что «Царская невеста» в постановке Сильных в списке оперных номинантов нынешней «Маски» является специальной колонке возможных названий — «темная лошадка, вишенка на торте или драматических режиссеров в опере».
Последнее — регулярно интрига современного местного оперного театра. Сильный добавляет к ней эффектный жест, при этом парадоксальным образом насаживает свой современный театральный проект бисера консервативной оперной идеологии. Опера режиссер — замороженные в своей окончательности текст знаковое, сокращения и композиция, модель для сборки.
При этом рядом с театром истории самой «Царской» выполнение Могучего добавляет игривого кокетства, ветрено, концептуальности, разминает опера мышцы и речь. В Москве по сравнению с-волокон в Михайловском все трюки и гэги, едва ли не в буквальном смысле, расцветившие романическую партитуру (в том числе электрические лампы, фонари — одиночные или собранные в гирлянды), не изменили своего значения, кроме того, что выглядели немного тяжеловеснее в немного более большой зал.
Вес — это вообще интересное слово для этого спектакля: во время прослушивания музыки, на сцене все время что-то носить — буквы, лестницы, героев. Легкость мысли и манеры при этом принципиальна, как режиссер специально думал отлепить свою театральную версию оперы от собственной исторической серьезности, стилистические, психологические).
Вместе с художником Максимом Исаевым, которого выразительна и сама по себе (деревянные истуканы, элегантные многозначительные шрифты, необычные платья стоят на темной сцене), Сильный и ставит историю с условно нервной, тонкой исследование психологических движений героев, и специфичной, кукольной, основанной на сидение и эмблематичности всякого движения и жеста.
Но и всей театральной игры (командное лотереи) остается как будто на одном этаже, другой — идейный, образный ряд, не сразу, кстати, поддающийся расшифровке при всей нарядности. Может быть, потому, что как раз, что он полностью отделен от другого, как будто висит в воздухе.
Трепетно и трогательно важные предметы и понятия из оперы — «мед», «царь», «зелье», «чарочка», «любовь» и т.н. — оформлены в слова, выполнены с большой буквы, они передаются по сцене в соответствующие моменты. Так они титруют действий, но не только. Сильный воспринимается оперный текст как последовательность узловых точек после памяти любитель музыки, любви помнить, вообще-то каноническом оперы, как дизайн из самых популярных ария.
Каждый такой узел — эмблема, о которой многие чувства, то расплывчатого, острый, много смыслов, мнений, смутных и объемные. Так и здесь. «Зелье» идет по сцене, запечатаны в буквы, за ним — столь неконкретных значений и гибкие эмоции, как для буквы «Слава КПСС» вдоль дороги.
Но все это, скорее, висит над музыкой выпускают игры, чем изменить свой цвет, эмоции, движения. Оркестр и певцы в Москве — в неудобной акустика Новой сцены — прозвучал суше, прозаичнее, эпизод за эпизодом, мотив за мотивом, как усердно сопровождающих театра.
Ансамбль солистов в спектакле подчеркнуто ровный. Немного более жесткие актерски и музыкального роль у Александра Кузнецова (Григорий Грязной), в то же время любимец публики и «Маски» Евгений Ахмедов в партии Лыкова звучали и выглядели зажато, женские партии приведены в соответствие, ни скромный эмоционально, и вокально.
Достоинства музыкальной интерпретации Михаила Татарникова — ее складное движения, сдержанная, но иногда быстрая динамика, компактность темпов, тембров и баланса, как роман превращается в сказку — но это же является и недостатком, иногда, на самом деле, уникальная корсаковской красоты.
В то же время, именно для кино — с особым соотношение звука и визуального ряда — это зрелище с определенной узорчатой работы режиссера с актерскими мизансценами, выражение лица и жесты, собранные, как конструктор из различных планов и текстов, а также кукольный театр из образов и слов, кажется, удивительно подходит.
Юлия Бедерова, Трейдер
Об авторе