3 июня 2015 года в Большом зале консерватории состоится третий концерт фестиваля «Опера априори» — младшему музыкальный форум Москвы, привлекает, тем не менее, к себе устойчивое внимание столичной публики.
На этот раз он будет полностью посвящен главному юбиляру года — Петру Ильичу Чайковскому, а в качестве солистки Москва услышит Анну Самуил — известный сопрано, начинавшую в Москве, а в настоящее время поющую по всему миру.
Только что участвовали в фестивале в Новосибирске. Скажите, как Вас принимали, что там было интересного, какой была программа Вашего выступления?
В Новосибирске открыли транссибирский арт-фестиваль, которым руководит выдающийся музыкант, знаменитый скрипач Вадим Репин. С радостью согласилась принять участие в фестивале, не только потому, что я люблю петь и приезжать в Россию, где великолепная публика и где у меня столько близких друзей, не только потому, что для меня особенная радость, исполнение музыки Чайковского в год его юбилея, не только потому, что у меня совершенно неожиданно нашлись родственники в Сибири, с которыми, в конце концов, встретила, но и потому, что это большая честь для меня, чтобы посетить и выступить именно в Новосибирске, городе с особой культурой и долгой музыкальными традициями, городе, подаришвшем миру выдающихся музыкантов, в числе которых, конечно, особое место занимает Вадим Репин.
Весь концерт-открытие был посвящен музыке Чайковского, и я должен сказать, что эта монографичность и тематичность совершенно не скучно общества, а наоборот, было впечатление, что они пришли в зал, хотели слушать еще и еще. В концерте пела с великолепными украинскими певцами Дмитрием Поповым (тенор) и Леной Белкиной (меццо-сопрано), которые уже давно живут и работают в Европе.
К сожалению, очень редко событием и петь в России…
Конечно, я пою в России реже, чем мне хотелось бы… я скучаю по Москве, и теплое чувство каждый раз у меня появляется, как только мой самолет приземлится в аэропорту Шереметьево — это даже удивительно! Но именно в этом сезоне мне не на что жаловаться: в декабре я буду петь на фестивале Дениса Мацуева в Тюмени, сейчас она в Новосибирске, а в июне меня ждет выступление в Москве, в родном Большом зале консерватории.
А что с остальным постсоветским пространством? Может быть, Одесса или Кишинев?
Так, Кишинев и Одесса — родные места. Вы знаете, так как свое детство я провела в Кишиневе, в Одессе я бывала очень часто, тогда это путешествие продолжалось три часа в поезде — без границ, пошлин, и других осложнений…
Одесса с детства была очень привлекательной для меня, потому что она училась игре на скрипке с пяти лет, и я помню, как приехала на первую в жизни поездку именно в Одессе. Мы играли в знаменитой школе имени Столярского, я и сейчас помню, с каким восхищением и интересом читала там на стенде фотографии шестилетнего Давида Ойстраха и думала: «А ведь мне тоже шесть лет!»
Одесса, как родина великих музыкантов, Одесса литературная, Одесса, как символ истории, славы и доблести, с детства был окружен для нас особым ореолом. И для меня настоящим счастьем было спеть в знаменитом Одесском оперном театре, концерт состоялся в 2013 году, вел мой отец Александр Самоилэ, это были незабываемые впечатления!
Ваш предстоящий 3 июня концерт в рамках фестиваля «Опера априори» в Москве, посвященный юбилею Чайковского. Что это значит лично для Вас его музыка?
Музыка Чайковского-это со мной всегда, с тех пор, как я помню. Мне кажется, что его музыка-это часть личности каждого русского человека, так же, как поэзия Пушкина или книги Толстого, картины Левитана или Репина.
Уникальная особенность, редкость, даже некоторый вызов нашего концерта 3 июня в то, что мы будем выступать не только фрагменты из самых популярных, но и из очень редких, практически неизвестных опер Петра Ильича. Это не просто концерт, а целый уникальный спектакль, в котором будет музыка, театр, литература, с участием выдающихся певцов и актеров, а будет вести людвиг ван бетховен, легендарный и выдающийся исполнитель музыки Чайковского!
Я уже пела концерт, посвященный Чайковскому в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне, с известным дирижером Антонио Паппано, но сразу скажу, таких алмазов и раритеты в программе не было, что логично — московская публика изысканная и сложная, и я должен ее удивить!
Какие партии в операх Чайковского Ли выполняют? Какие любимые? За то, что мы хотели бы взять в будущем?
Я очень много пою Татьяну, я пою Марию в «Мазепе», я пою Иоланту. Какие любимые, я не могу сказать — все любимые и все мои! Я бы хотела спеть Оксану в «Черевичках», может быть, когда-нибудь подступлюсь к Лизе в «пиковой даме», но я пока отношусь к этой партии с почетом и уважением.
С романсовой лирики Чайковского чему отдать предпочтение?
Как вы знаете, мой профессор в Московской консерватории была великая Ирина Константиновна Жизни, которая, на мой взгляд, поет романсы (и конечно не только), Чайковского так божественно, что, мне кажется, сам Петр Ильич, чтобы плакать от восторга. Не знаю, видели ли вы концерт Ирины Константиновны, полностью посвященный романсам Чайковского 1985 года. Если нет, обязательно посмотрите! Не устаю наслаждаться, впитывать это такие навыки, такой вкус, школа! А больше всего я хотел бы спеть все — так я люблю эту музыку!
У меня в ноябре этого года будет Лидерабенд вместе с моим мужем Маттиасом в родной уже для меня, Берлинской государственной опере, посвященный юбилею Петра Ильича. Я чувствую волнение, трепет, и я горжусь, что мне посчастливилось представить немецким зрителям самые любимые, самые дорогие, самые важные для меня романсы!
Можно ли наносить в творчестве с Твоим отцом, Александром Григорьевичем Самоилэ? Где, что и когда с ним делали?
Для меня возможность петь вместе с отцом-это большая радость. В последний раз мы играли в Казани, на Шаляпинском фестивале в 2014 году, это был «Евгений Онегин». Мы с папой уже довольно большой «баланс», в первый раз пела с ним «Травиату» в Кишиневе в 2005 году, уже будучи солисткой в Берлине, в восторге от себя, и всегда с нетерпением ждем встречи на сцене!
Есть ли у вас какие-то особенно любимые партнеры по сцене, с которыми всегда весело создавать вместе?
С самого начала моей профессиональной карьеры, еще в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-данченко, вокруг меня прекрасные коллеги, в этом мне очень повезло. И я должен сказать, что эта «традиция», далее — мой Альфред в судьбоносном для меня дебют в «Травиате» в Берлине был всем известный Роландо Вильясон. Для меня, как сопрано, конечно, очень важно, коллеги-тенор, и я должен сказать, что спела уже практически со всеми выдающимися тенорами нашего времени — это и Йонас Кауфман, и Петр Бечала, и Рамон Варгас, и Чарльз Кастроново, и Андрей Корчак, и Саймир Пиргу, список длинный!
Не могу не сказать, как «заслуженный Донна Анна» (пела эту роль более чем в 80 раз!) и о целой плеяде фантастических Дон-Жуанов, с которыми я имел счастье петь — это Рене Папе, Брин Терфель, Питер Маттеи, Ильдбрандо d’Arcangelo, Джеральд Финли, Эрвин Шрот.
Расскажите нам о Своих успехах на Западе последние несколько лет. Что было наиболее интересным, запоминающимся, важным для Вас?
Последние годы были очень интенсивные и интересные, конечно, я не могу забыть мои спектакли в театре «Арена ди Верона», перед 15-тысячной аудиторией. Мне запомнился не только огромный театр, но и работа над ролью Донны Анны с великим режиссером, гигант, легенда эпохи Франко Дзеффирелли.
Очень важно для меня были спектакли «Смерть богов» в театре «Ла Скала», в юбилейный год 2013, не забуду эмоций, которая охватила меня в день премьеры, 22 мая 2013, в день рождения Рихарда Вагнера: в день, когда ему было 200 лет!
Я очень рад, что мне посчастливилось работать с великим Лорином Маазелем буквально за несколько месяцев до его смерти, я пела «Военный реквием» Бриттена в Мюнхенской филармонии.
Но, быть может, самые незабываемые экскурсии в прошлом году была «летучая мышь» в Израиле, пела Розалинду. Наши выступления совпали по времени с обострением политической ситуации в стране, а на самом деле нас в семь утра будили сирены воздушной тревоги и взрывы бомб, захваченных АА… И совершенно удивительный пример мужества и творческого участия — выдающийся дирижер Зубин Мета, который сумел успокоить всю труппу и спектакли прошли в невероятном накале и с полной творческой-сайт!
Есть ли у вас профессиональная мечта, точка в карьере, к которому теперь Можно искать и определяем как вершину, которую надо покорить?
Знаешь, покажи мне ставить, конечно, не хотелось бы… а топы, конечно. Совершенно новый для меня рубежом будет дебют в роли Агаты в «Вольном стрелке» Вебера в начале сезона 2015-2016 в Берлине. В этой партии я готовилась долго, и вот моя мечта сбылась! Я с огромным интересом жду и работы над очень известным для меня партии Донны Анны, но в новом для меня спектакле Клауса Гута, который прогремел в Зальцбурге и Берлине.
Я чувствую в себе силы, недоступной для более значимые партии, так как Леонора в «Трубадуре», Бабочка, это мои самые близкие и уже видно моему взгляду на вершину, и, можно сказать, что мой энтузиазм в их «завоевания» сравним со страстью альпиниста, покоряющего Эверест!
Александр Матусевич, радио «Орфей»
Об авторе