Алексей Пузаков. Фото – Facebook
Синод московский хор и Капелла музыкальная капелла Ватикана выступили в римской базилике Пресвятой девы Марии, Ангелов и Мучеников.
Сотрудничество культурная акция прошла в рамках фестиваля «Россия и Италия: сквозь века».
С художественным руководителем Синодального хора Алексеем Пузаковым встретился корреспондент «Новости» Татьяна Есаулова.
— Наше интервью выйдет в день Рождества. Шаги на пути к диалогу церквей в музыкальном исполнительстве стали для вас обычным? Вы, однако, испытываете какой-то стресс, когда дирижируете хором, состоящей из православных и католиков?
— Чувство волнения перед каждым концертом. Это большая ответственность, когда люди стремятся понять себя через стремление к сердечному общению.
Барьеры, которые, быть может, на Земле, на мой взгляд, не достигают Неба. Христианская вера в принципе одна. Конечно, каждый остается в рамках своей традиции, но ни в коем случае мы не можем быть глухими к вере и традиции наших братьев-христиан.
— Как удалось единстве чисто музыкального — ведь хор состоял из различных звуков: голоса мальчиков, контратеноры, русские, бас и сопрано?
— Хоровое искусство — это коллективный процесс. Никогда не удастся, если не будет стремления к ансамблевому пению и в то же время отдача от каждого.
Я чувствую, эта фраза, когда я вижу горящие глаза, молитвенное настроение, которое объединяет всех в единый образ человечества. При этом каждый сохраняет свою неповторимую индивидуальность.
— Закончился концерт русский произведение: в совместном исполнении Синодального хора и капеллы прозвучал концерт Бортнянского «Тебе, Бога, хвалим».
— Да, но по желанию зрителей мы также сделали латинский гимн, посвященный святому Петру.
— Это удивительно, но в таком огромном храме, построенном самим Микеланджело, во время выступления на пюпитре перед дирижером Паламбелло лежала не результат, а планшет.
— Я смотрю на такие вещи спокойно, может даже с интересом. Сам люблю приводить на память. Когда вы знаете нот, что называется, от корки до корки, вы станете более свободным в интерпретации музыкального материала.
Согласен и с тем, что аналоговые искусство в отличие от цифровой записи, сохраняет некую тайну и точно передает состояние исполнителя.
— Католический хор я никогда не предполагал, что женщин, участие, были ли в этом направлении какие-то трудности?
— Нет. Видишь, если бы не было революционных событий 1917 года, быть может и у нас тоже были сохранены такие традиции церковного хора, в котором поет только мужчины.
Но в годы, когда церковь была под запретом, основную миссию служения в храме, взяли на себя женщины, и теперь, на новом историческом этапе, я считаю, что очень неправильно ограничивать их участие в богослужении.
— В чем проявляется певческая сила православных и католиков?
— В этом сотрудничестве Синодального хора и капеллы, мне кажется, что мы дополняем друг друга. Каждый хор имеет свои сильные стороны: в польском хоре — глубокие и сочные голоса, в итальянском — специальная воздушная, легкая способ производства звука. Сочетание этих двух качеств создает звучание, являющиеся земным отражением Небесного хора, где и сила, и легкость, прозрачность и красоту…
— А как вы будете встречать Рождество?
— У меня всегда праздники, связанные с услугами. Главная радость — участие в торжественном богослужении, а потом сердце радуется домашнее угощение.
— Что пожелаете читателям в канун празднования Нового года и Рождества?
— Встреча Нового года объединяет разные поколения, традиции, людей верующих и неверующих. Когда отрывается лист календаря и заканчивается астрономический год, это дает чувство трепета, какого-то ожидания и чувства обновления, которое в своей основе имеет духовное основание. Потому что это все мы и встречаем Новый год с лучшими надеждами, надеждами и желаниями…
***
Синод московский хор, ведущий свою историю с XVI века, была возрождена в 2009 году, благодаря усилиям регента Алексея Пузакова.
В хоре 80 певцов из разных возрастных групп. Гастроли Синодального хора в Риме были ограничены к престольному празднику русской церкви святой Екатерины в Риме, а выступления, которые прошли в Неаполе и Бари, — по случаю юбилея папы, который в декабре отметил 80-летие.
В концертах была старинная и современная духовная музыка, а также сочинения митрополита Илариона.
Татьяна Есаулова, «Известия»
Об авторе