Алексей Петров: «Ян Корчак – человек, который может сказать веское слово в дирижерском искусстве»

Автор:Аида Воробьёвa

Алексей Петров: «Ян Корчак – человек, который может сказать веское слово в дирижерском искусстве»

Николай Диденко, Алексей Татаринцев, Андрей Корчак, Екатерина Морозова, Агунда Кулаева, НФОР. Фото – Алла Буловинова

Так считает художественный руководитель и дирижер Концертного хора Академии хорового искусства имени В. С. Попова Алексей Петров.

После того, как не стать его учителя Виктора Сергеевича Попова, основателя Академии, был ректором этого уникального музыкального колледжа, выпустившего более десятка певцов и дирижеров, известных по всему миру.

Одним из них является оперный певец Андрей Корчак, тенор, который в преддверии Нового года выступил на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки в новой роли.

В концерте «Ночь в Италии» встал за дирижерский пульт Национального филармонического оркестра россии, художественным руководителем и главным дирижером является маэстро Владимир Спиваков. И выполнил самые сложные в драматический по накалу произведения итальянского композитора Джоаккино Россини (1792-1868).

В первой части прозвучали Увертюра к опере «Вильгельм Телль» (1829) и «Жанна д’Арк» (1832), кантата для меццо-сопрано и оркестра (оркестровка итальянского композитора Сальваторе Шаррино) с участием артистки Молодежной оперной программы Большого театра Василисы Бержанской (меццо-сопрано), которая также является студенткой Российской академии музыки имени Гнесиных (класс Рузанны Лисициан).

Во втором – «Stabat Mater», кантата в десяти частях для солистов, хора и оркестра (1841). В ней, вместе с хором Академии хорового искусства имени В. С. Попова выступили солистка оперной труппы Большого театра Агунда Кулаева и Екатерина Морозова, недавно зачисленная в оперу Великого, а также именитые выпускники Академии – Алексей Татаринцев (тенор) и Николай Диденко (бас).

После завершения концерта, который вызвал бурю восторженные аплодисменты слушателей и неоднократные крики «Браво!», Алексей Петров поделился своими впечатлениями от выступления в новой роли Дмитрия Корчака.

Но я заметил, что концерт, который 19 декабря в Московском международном доме музыки, достойно завершил ряд творческих мероприятий, связанных с 25-летием Академии хорового искусства, который отмечался в 2016 году, и систематически он перешел на новый 2017 год.

По своему усмотрению, Алексей Петров, ему было особенно приятно, что в этом концерте выступали артисты, близко к Академии, Хоровому училищу имени А. В. Свешникова и Виктору Сергеевичу Попову.

— Отрадно, что на концерте состоялся московский дебют в качестве симфонического дирижера, нашего выпускника и всемирно известного оперного певца Дмитрия Корчака. При этом он сделал нам большой подарок, пригласив для участия в концерте хор студентов Академии, который пел ‘Stabat Mater’ Россини.

— Что примечательно, для Вас это событие?

— Прежде всего тем, что Дмитрий выступил на самом высоком уровне. И не только в творческом плане, но и на уровне личного престижа, потому что Владимир Теодорович Спиваков доверил ему Национальный филармонический оркестр России. Поверьте мне, что это счастье идет не каждого дирижера.

Учитывая очень профессиональный уровень команды, новый дирижер пообещал всех участников концерта и отвечать ему. Для нас это оказалось творческим вызовом.

Хотя, когда он находился много работали непосредственно с Владимиром Теодоровичем и его великолепной командой, но за последние три года не работали.

— А как Вы оцениваете работу Дмитрия Корчака с хором?

— Во-первых, Дмитрий приезжал работать с хором в Академии. На мой взгляд, это была мастерская профессионального уровня. И, наверное, поэтому, что в этих стенах проходил обучение не только на отделении вокального искусства (класс доцента Д. Ю. Вдовина), но и на факультете хорового дирижирования (класс профессора В. С. Попова).

При этом он был одним из любимых учеников Виктора Сергеевича, который рассчитывал на развитие его номера карьеры. И теперь Дмитрий Корчак передавал свой опыт и свое видение искусства performance нынешним студентам, которые не только не застали его, когда он был; и Виктора Сергеевича не застали.

Это уже следующее поколение, фактически начинает с нуля, которая приводится в движение с лучшими традициями и высоким профессиональным уровнем тех, кого видит перед собой.

— Что ты имеешь в виду?

— Во-первых, хоровой базы Дмитрия Корчака. Человек, который с детства воспитывался в церковном хоре и пропускал через себя музыку, разбирается в ней, как «рыба в воде».

Во-вторых, иметь профессиональный уровень владения мануальной техникой. То есть, это дирижирование на уровне высшего образования. И чтобы не говорили о различиях хорового и симфонического дирижирования, я считаю, что 90% у обоих направлений – это общая база. Поэтому проводник, хорошо знает, как управлять хором, найдется и в управлении командой.

В-третьих, Корчак состоялся как оперный певец, а на фантастически высоком уровне. Выступал практически на всех мировых биржах, и он не понаслышке знает работу театров, работу звезд первой величины в вокальном жанре и знает на дирижерском ремесле.

При том, что лично со многими лучшими представителями дирижерского искусства. В частности, как я понимаю, свой первый концерт он вел палочку, которую ему маэстро Риккардо Мути.

— И каков результат работы с хором?

— Благодаря своей потрясающе музыкального слуха, Андрей Корчак мог научить хор петь это сочинение. И не потому, что говорил его участникам петь в каких-то местах, громче или тише. Научил певцов поет красиво, правильно, вокальные, технические.

Когда Дмитрий провел первую репетицию с хором, мне стало ясно, что под его руководством хор будет подготовлен на самом высоком уровне, хотя, конечно, были некоторые шероховатости.

Студенческий хор – это подвижная команда. И чтобы достичь самого высокого качества, для этого вы должны приложить все усилия. Ему это удалось.

Когда начались общие репетиции, оказалось, что у Корчака имеет большой потенциал дирижера. Конечно, повлияло то, что в течение многих лет работал с оркестрами и под руководством выдающихся дирижеров, и многое, как губка, впитывает в себя от них. И даже стоя спиной к оркестру! И все, что в нем накопилось, позволила ему сейчас, практически без специального курса подготовки, рассказать о себе, как о вполне состоявшемся симфоническом дирижере.

— Что еще Вас порадовало в концерте?

— Я тоже рад с драгоценностями подбор Дмитрием Корчаком солистов, половина из которых были выпускники Академии хорового искусства и на самом деле – его сверстники.

Например, с Николаем Диденко, обладатель редкого лирического певучего баса, они вместе учились.

Алексей Татаринцев появился в Академии, после того, как Корчак уже ее закончил, но, тем не менее, не раз пересекались во время выступлений на профессиональной сцене. И их близость по профессиональным, творческим, и чей-то плане я чувствовал себя на концерте, потому что им было легче работать друг с другом.

Женские голоса, подобранные Дмитрием, тоже были замечательные. Красивый меццо-сопрано Агунды Кулаевой, супруги Алексея Татаринцева. И две художницы – участницы Молодежной оперной программы Большого театра, рекомендуется маэстро Дмитрием Вдовиным, Василиса Бержанская и Екатерина Морозова выступили успешно.

Так, что в итоге вышло прекрасным и необычным событием в московской культурной жизни. Потому что под системой на самом деле дебютирующего дирижера, мы услышали интересные интерпретации произведений Россини: симфоническую увертюру к опере «Вильгельм Телль», камерную кантату «Жанна д’Арк», а также выполнены на достойном уровне вокально-симфонический шедевр «Stabat Mater» с участием нашего хора.

Важно, что Дмитрий как раз принадлежит к тому поколению людей, которые пели эту песню в детском хоре. И, наверное, эти корни, которые растут из детства, многие сейчас создают в нем и как это влияет на то, чем он сейчас занимается.

Я думаю, что его толкование «Stabat Mater» родилась именно из культуры, опыт тех лет, о которых мы уже упоминали. И, конечно, его профессионального взросления и самореализации, ведь он неоднократно исполнял партию тенора в этой работе под управлением разных дирижеров. И именно поэтому это сочинение точно знает.

Но, вот именно, переключения с точки зрения певца на дирижерские позиции, это, наверное, было для него внутреннее обращение, которое ему удалось.

Что касается моей работы в качестве хормейстера, это я для себя отметил, прежде всего, огромное выигрышность этого произведения. Я считаю, что это краеугольный камень, который позволяет хора выйти на первый план, что не так часто бывает в такого рода музыке.

Мы привыкли, что хор всегда с солистами, с оркестром и выполняет не ведущей, а сопровождающие функцию, украшая своим масштабом, силой. Но в этой композиции, которая состоит из 10 частей, две из них были написаны для хора a cappella, что для этого жанра является уникальной особенностью: редко кто из композиторов решается все части своего циклического произведения, дать «выкуп», хор а капелла.

В этом смысле Россини испытывал большое доверие для хора, для которого он писал серьезную музыку. Например, один из номеров занимает шесть минут, и он написан в медленном темпе, грустных цветов и требует большой выносливости и выдержки. Я думаю, что в хоровом презентации звучит гораздо выигрышнее, потому что хор имеет ресурс и удивительный спектр выразительных возможностей.

И именно в сотворчестве с Корчаком, удалось эти выразительные возможности раскрыть и показать. Мне кажется, что это было одно из главных событий вечера – звук двух эпизодов «Stabat Mater» для хора а капелла. Номер 9, где говорится о погребении Иисуса Христа, оказал огромное впечатление. И даже чувствовал, как зал замер и боялся шелохнуться, когда звучали голоса наших студентов, управляемые жестами Корчака. И это произвело огромное впечатление.

Конечно, Андрей Корчак не только талантливый мелодист, но это глубокий, серьезный музыкант, который чувствует силу и полифонии, ее мощность и невероятный потенциал.

Я рад, что наш хор прикоснулся к этой музыке. И я рад, что Дмитрий обратил внимание на то, что наши студенты способны и готовы сделать все, чтобы украсить концерт такого уровня, что поверил в них и не боишься тяжелой работы.

Работа с хором – это не простая работа, нужно разбудить душу каждого художника. Если не коснулся ее, то вы не достигнете живых и чистых цветов от голоса. Он будет казаться скучным, мертвенно. Корчаку удалось. И когда в прошлом концерте было красивое звучание хора, отлично подобранный состав солистов и блестящий, команда, участник, это продемонстрировало, что в лице Дмитрия Корчака лежит большая глубина, и что со временем он станет человеком, который в состоянии сказать вам важно, какое слово в дирижерском искусстве…

Алла Буловинова

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ