Алексей Огринчук: «Мы еще до конца не осознаем, о том, как будет дальше без него».

Автор:Аида Воробьёвa

Алексей Огринчук: «Мы еще до конца не осознаем, о том, как будет дальше без него».

Алексей Огринчук

Один из статуса проектов Московской филармонии, который из-за своей непривычности можно назвать мужество, с огромным успехом прошел в Большом зале консерватории. На сцене стояли восемь духовиков из амстердамского оркестра Concertgebouw: два гобоя, два кларнета, два фагота и две валторны. В программе были и обработка оригинального произведения Моцарта, октет » Бетховена. Инициатором концерта Алексей Огринчук — известный гобоист может совмещать сольную карьеру с звездной работу в один из лучших оркестров в мире, рассказывает о исходящих эпохи Янсонса оркестра Консертгебау, гобойных тростях и тон «ля».

— Ваши коллеги из оркестра Консертгебау, может быть, тебе задавать любые вопросы. Не страшно ли приехать? Правильно ли это сейчас?

— Пройти, не пройти — этот вопрос вообще не произойти. Потому что наши отношения — чисто художественные. Чуть больше года назад мы были в Большом зале консерватории в рамках мирового турне по случаю 125-летия нашего оркестра. Это первый приезд Консертгебау в России почти 40 лет! В последний раз оркестр пришел с Хайтинком, и ходить в этой истории, что это исторический концерт, после которого сидит в зале Шостакович подошел к Хайтинку и сказал:

«Маэстро, спасибо вам, что вы открыли для меня музыку Брукнера».

Так что и для оркестра, и для Мариса Янсонса, и для меня лично, это куча эмоций. И когда я потом возникла идея провести этот прекрасный зал духовой состав, это музыка, которая, тем не менее довольно редко у нас работает, — все ребята среагировали молниеносно и очень позитивно. Для нас этот концерт — событие.

— Восемь духовиков на сцене БЗК и полный зал народа — это правда, трудно себе представить. Почему у нас все так сложно познакомиться с культурой игры на духовых инструментах?

— Да, в России с традициями ветер музицирования слабовато — это связано и с качеством инструментов, и с тростью, из которой делают трости, и с отсутствием барочных композиторов, которые могли бы, например, пишет для гобоя. В России не было Куперена, Бок… Так что это не является нашей отличительной чертой. Во всем мире признают, что любят, уважают и побаиваются русских струнников, пианистов, дирижеров. Тем не менее, сейчас мало, и духовиков побаиваются. Есть гобоист Эдуард Изотов, который, как и я, учился в Гнесинской десятилетке, он эмигрировал в Америку, когда я только поступил в школу, он в первый гобой в американских оркестров — в Чикаго, Сан-Франциско. И я в Консертгебау. То есть, мы стали с пионерами.

Традиции нет, но укусы были всегда. В каждом поколении. И это потрясающие личности были. И много, чтобы положить свою жизнь на то, чтобы подняться на самый высокий уровень именно российской духовую школу. Я думаю, что за последние 20 лет многое изменилось. Люди, у меня есть возможность ездить на мастер-классы западных исполнителей. И все чаще стали приглашать тех исполнителей в России. Так что я считаю, что духовая школа у нас развивается. В ведущих российских оркестров — очень хорошие духовые группы. Это безусловный прогресс по сравнению с тем, что было 30-40-50 лет назад.

— Но, тем не менее, когда Курентзиса премьер-министра, а затем самолетом в России полно европейских духовиков.

— Ну, значит, Теодор считает, что ему так удобнее. Имеет право.

Я четвертый год преподаю в Женевской консерватории. У меня есть несколько студентов из России, они уже получают международные призы на конкурсы, хорошие ребята, которые очень целенаправленно, по-настоящему. Я не знаю, как всю оставшуюся жизнь. Но я думаю, что они будут возвращаться в Россию, или вы будете регулярно сюда пришел.

Нам нужно поднимать. Так что, когда мне доверяют такие организации, как Московская филармония или «декабрьские вечера», и дают определенный карт-бланш, я всегда в первую очередь думаю о том, чтобы вернуться именно духовиков. В прошлом году «Декабрь» мы провели Гран-Партиту Моцарта, которая очень редко звучит. Я принес крем, crème de la crème французской средней школы. Это все, мои друзья в Парижской консерватории, в настоящее время они являются солисты крупнейших французских оркестров.

Год назад мы с Московской филармонии сделали слишком необычный проект. На сцене зала Чайковского — квинтеты Моцарта и Бетховена для духовых. Ненормальная ситуация, не так ли? Вот Концерт для скрипки Чайковского — это нормально. Но я искренне благодарен филармонии открытости. Чтобы дать такой большой — во всех смыслах — на сцене духовикам и этот небольшой запас! Это редко. Концерт прошел очень успешно, и мы сразу же обсудили возможность выступления духового октета.

— Марис Янсонс уходит с поста главного дирижера оркестра. Как Консертгебау переживает смену босс? Как правило, это происходит в цивилизованных оркестров?

— Ну, на самом деле, заканчивается эпоха. Эпоху Янсонса. Трудно. Потому что, конечно, Maris уникальный, особенный человек и музыкант. И эти почти 11 лет он-главный дирижер нашего оркестра, — ужасный период, на мой взгляд. Мы еще до конца не осознаем, о том, как будет дальше без него. Из-за различных причин, он объявил о своем выходе не очень много. Что, конечно, не способствовало легко воспринимают этот факт со стороны оркестра. Потому что, когда у оркестра есть три года, чтобы выбрать главного дирижера, это другое дело.

— А Консертгебау выбирает дирижер? Как берлинцы?

— Не совсем, как берлинцы, у нас немного другая система, но, оркестр имеет весомое слово. Я уверен, что для Мариса, это тоже было очень тяжелое решение. Мы очень надеемся, что он поможет нам вернуться как можно чаще, как гость-дирижер. Есть планы. В следующий сезон он проведет с нами несколько недель. Теперь в марте он приедет на программу, которая включает в себя песни Малера с Томасом Хэмпсоном и Концерт для оркестра Бартока. И это будет его официальная прошлой неделе в качестве главного дирижера. И мы только что закончили с ним наше последнее турне по Европе. Это были очень успешные концерты во Франкфурте, Вене, Мадриде и Париже. Последний концерт был в Парижской филармонии, в новом зале, который только что открылся.

— Ну и как зал?

— Хорошо. Большой. Около 2500 мест. Ультрасовременный. Очень хорошая акустика. На нашем концерте присутствовал сам Тойота-сан, кто это сделал. Оркестр берлинской филармонии буквально за два дня до нас там выступала. И вообще я просмотрел буклет, в первый сезон, очень впечатляет. Эта комната, конечно, будет принимать лучших мировых оркестров. И он будет основной площадкой Оркестра де пари.

— Ты работаешь в Консертгебау уже 10 лет, и, насколько я понимаю, твой контракт позволяет совмещать работу в оркестре с многие другие виды деятельности. Насколько это приветствуется?

— Вы должны понимать, что если ты решаешься быть соло-гобоистом, этот самый оркестр, это означает автоматом, что не есть возможность сидеть на всех стульях сразу. Еще на работе в оркестре — это приоритет. И я считаю, что это правильно. Кроме того, я беру максимум на положительные, если можно так сказать, оркестровой работы. Несмотря на то, что я, как оркестровую работу не воспринимаю. Музыканты такого уровня, прекрасной человеческой обстановке, плюс легендарный зал — для меня это радость.

Да, есть программы, которые мне более интересно играть. Ну, может, я еще не дорос до музыки Картер? Ну о’кей, речь. Но мы играем в разный репертуар. У нас есть целый ряд композиторов, реализация которых наш оркестр считается реализации, — Малер, Рихард Штраус. Плюс у нас работают лучшие дирижеры. Если вы считаете, что я все больше заинтересовался дирижированием, для меня это как перманентный мастер-класс.

При этом понятно, что солисты-духовики в наш оркестр, как и в двух самых оркестр, — духовная личность. Это лидеры своих команд, ведущих за собой, которые должны вдохновлять, распространяющихся импульсов. Я, во всяком случае, очень ясно, я чувствую, что соло гобоя — это своего рода музыкальные духовые инструменты. Это человек, который сидит прямо в центре…

— …дает ноту «ля» при создании оркестра…

— …да, стоит. Я всегда обращаюсь к различным частям оркестра. Первое «ля» идет духовым. Во-вторых — струнным. Какой-то журналист даже написал, что это «ла», так как спрей, распространяется на 360 градусов во всем зале.

В течение последних 10 лет, многие оркестра вживую. Естественным образом. Многие люди ушли на пенсию, проработав в оркестре 20-30-40 лет. Год назад ушел альтист, который работает 43 лет в оркестре!

— Это он еще Кондрашина помнить!

— Он все помнит. И Виктора Либермана, который когда-то был концертмейстером оркестра, и Кондрашина, и Хайтинка, и Шайи.

В общем, пришли новые и интересные художники. И многие мои коллеги действуют достаточно много вне оркестра. И мне самой нравится играть и самостоятельно, и в камерных ансамблей, и учил, и теперь немного дирижировать. Но нужно разумно совмещать. Так что, конечно, придется отказаться от большого числа сольных и камерных проектов. Согласен только, что мне действительно интересно. Но, я считаю, это полезно со всех сторон. Я представляю оркестр в других странах, на различных фестивалях, в разных залах. И тогда я, полный новых импульсы и впечатления, чтобы вернуться и заражаю этим коллег.

А внутри оркестра, что важно? Первый голос, важно найти правильный баланс, точные пропорции коллективной игры и моменты, когда нужно быть святой, когда у вас есть соло. Мы — команда. Каждый из нас является значимым элементом внутри один большой коллектив. Так что, когда тутти — ты один из 120, и мы вместе идем к одной артистическому результат.

Кэтрин, Стефан, colta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ