Александр Занорин
В конце прошлого года ректором Саратовской государственной консерватории был избран Александр Занорин, в течение нескольких месяцев до того, который у него обязанности руководителя.
О том, что ждет консерватории в новом году и ситуации в современном музыкальном образовании, в общей сложности мы говорили с новым ректором сразу после новогодних праздников.
– Александр Германович, в каком состоянии взял консерватории? С какими проблемами придется столкнуться в первую очередь?
– Что касается общего положения вещей, консерватории, однако следует основным традициям, которые были заложены давно и продолжают развиваться. Тщательно хранить педагогические традиции, и это главное, потому что российское музыкальное образование основано на непрерывности. А это значит, что молодые учителя работают и развиваются на основе опыта своих старших коллег.
Административные проблемы, конечно, не является, как и в любой организации. Что-то в негодность, что что-то нужно изменить. Это актуальные проблемы, которые постепенно решать. Например, с ремонтом театрального института нам помог Вячеслав Володин. Благодаря его акции были выделены необходимые средства. Ремонт уже завершен, а кроме того, институт оснащен современной музыки и световым оборудованием.
Еще в 2011 году консерватории было передано одно из зданий комплекса бывшей школы химической защиты. Очень долгое время из-за нехватки средств находилось в законсервированном состоянии. Также спасибо Вячеславу Викторовичу сейчас заканчивается капитальный ремонт этого здания, полным ходом идет подготовка нового общежития.
Это прекрасное девятиэтажное здание с двухместными номерами, где в каждом блоке есть три душевые, четыре туалета и умывальных комнаты, прачечные со стиральными машинами и большой, 27-метровая кухня. Внизу хостела мы планируем сделать целый студенческий клуб: тренажерный зал, залы для занятий. К началу учебного года, надеемся открыть этот приют.
В целом консерватории живет в обычном режиме. Конечно, помимо традиций, есть и требования, время, которое перед нами новые задачи. Да, сейчас мы уделяем большое внимание для проведения акции в образовательных, концертов, не только в стенах консерватории, но и за ее пределами. Студенты и преподаватели выступают в разных школах Саратова, в районных центрах области. А учителям, работающим в музыкальных школах районов, мы будем иметь методическую помощь.
В мае прошлого года состоялось поистине грандиозное событие – творческий флешмоб, посвященный 80-летию Саратовской области. Наши коллективы – симфонический оркестр, академический хор, ансамбль института театра, оркестр народных инструментов, народный хор и духовой оркестр – в течение двух с половиной часов выступали на улице Кирова.
Такие проекты дают людям возможность познакомиться с классическим искусством в необычной форме, что очень важно. Ведь классическое искусство воспитывает личность в определенном ключе, побуждая думать, анализировать, строить во время прослушивания музыки в форме ассоциативный ряд. Я думаю, что одна из важнейших задач, поставленный перед нами, время – воспитание слушателя, который будет в состоянии чувствовать и понимать классическую музыку.
– За тот период, когда он был исполняющим обязанности ректора, с коллегами-учителями сложилось какое-то общее понимание того, над чем следует работать в первую очередь и вообще, где консерваторию идти дальше?
– Конечно. Я очень рад, что во многих вопросах мы нашли полное понимание. В первую очередь будет усилена профориентационная работа, связанная с подготовкой будущих кандидатов. В советское время такая работа велась в нескольких направлениях.
Например, учителя проводили открытые уроки, мастер-классы, конкурсы и концерты в районах области. На таких встречах формировался круг потенциальных кандидатов из числа выпускников, а на вступительные экзамены в консерваторию всегда был очень высокий конкурс. Возрождение этой практики – одна из основных задач.
Большое внимание следует уделить и целевого набора. Как вы, наверное, знаете, что недавно в области был создан филиал Российского духовки общества, который возглавил Александр Жигайло – великолепный музыкант, очень открытый и активный человек. Изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что в последние годы количество духовиков, как студентов, так и преподавателей в консерватории значительно снизилась, а некоторые средства и вовсе не являются. Стало мало духовых оркестров.
Поэтому сейчас мы вводим конечный набор: если мы видим потенциально сильного, талантливого ученика музыкальной школы, где-то в районе, стараемся заинтересовать, побудить к поступлению в СПО (уровень профессионального образования), и, если человек выбирает профессию музыканта, мы готовим для целевого набора для работы именно в нашем регионе. Я думаю, что это позволит постепенно воссоздать духовую школу в области и оживить деятельность духовых оркестров.
– Есть еще одна проблема – престиж профессии. Даже если кто-то из детей хочет заниматься музыкой, родители, скорее всего, отговорят – больших денег в этой области маловероятно, чтобы заработать, а учиться долго и упорно…
– Сейчас ситуация меняется. Но за это время, когда родители считали, что профессия музыканта нерентабельной, образовался вакуум специалистов. Теперь даже в Ямало-ненецком автономном округе и на Дальнем Востоке есть возможность содержать музыкантов – дают квартиру, хорошую зарплату, а фотографий нет.
Этот же недостаток кадров, мы чувствуем и мы. Поэтому я особенно благодарен преподавателям консерватории – в эти трудные годы им удалось сохранить все самое ценное, что было в нашем образовании, а это и богатый опыт и научное наследие, которым мы располагаем.
– В последние годы учителя школ всех уровней (школ, колледжей и университетов) жалуются на большой объем отчетной документации, которую нужно заполнить, и на то, что из-за этого репортажа нет на это времени и сил на сами занятия и подготовку к ним. В результате падает общий уровень образования…
– К сожалению, это нельзя отрицать. Но в последнее время я вижу стремление министерства образования изменить ситуацию, связанную с большим количеством бумаг. В начале года был утвержден новый образовательный стандарт, который предполагает замену всего требованиями образовательных документации.
Конечно, стремление министерства в последние годы постоянно совершенствовать образовательный стандарт оказал влияние на институты, которые, исполняя министерские требования, были вынуждены постоянно менять документацию. Это отражается на процессе обучения, так как основная нагрузка ложится именно на педагога.
Я очень рад тому, что новый министр образования со своей командой делают все, чтобы максимально оптимизировать эту деятельность и дать возможность учителям направить силы по-прежнему на занятия.
Сам я творческий человек, музыкант, в консерватории я преподаю с 2000 года, и, конечно, я понимаю, что основа педагогики школьной обобщения культуры, личного опыта и навыков, на основе этого опыта, посмотреть уровень ученика, направить его в нужное русло.
Эта традиция у нас есть: достаточно вспомнить замечательного педагога Анатолия Дмитриевича Крестьянина – человека, который имел огромный опыт, в том числе и педагогический. Ведь музыкант должен быть не только исполнителем. Должен ориентироваться в различных областях искусства, быть человеком широко образованным. Неудивительно, что музыкальное образование есть в традиции.
Знаете, когда уже присутствует система, а потом приходит новый стандарт, а за ним второй, третий, для вуза это довольно сложно. Едва набрав обороты, старая система должна останавливать, запускать новые, пересмотреть учебный план и программы. Так что приветствую курс министерства образования, направленные на оптимизацию и утверждение одного неизменного стандарта, который будет отражать современные требования и вместе с тем, сохранит наработанное лет.
– Вы затронули интересную тему – образование нового времени. Благодаря новым технологиям сегодня обучение несравнимо даже с тем, что было десять лет назад, не говоря уже о советском времени. Это и неисчерпаемый поток информации, новые технические средства обучения. Саратове консерватории чувствует на себе новой эре информации?
– Мы идем в ногу со временем! По крайней мере, мы пытаемся. Например, скоро в консерватории появится Wi-Fi. Ведь современный стандарт предполагает активное использование студентами различных источников информации и электронной библиотеки система (ABS), а наша задача – создать такую образовательную среду, благодаря которой реализация этих задач будет возможно. Надеюсь, что скоро наши студенты смогут, находясь в холле или в буфете, не теряя времени, учиться, например, материал по истории музыки или наслаждаться музыкой.
Кроме того, мы начнем лицензировать новые специальности. Среди них, например, «Эстрадное искусство». Сегодня это востребовано, и очень важно, чтобы в эстрадной сфере, и в джазе, были высокопрофессиональные музыканты. А учитывая, что в нашей школе искусств — эстрадное отделение с очень хорошими, крепкими традициями, я думаю, что многие выпускники останутся здесь, чтобы получить высшее образование.
– Ты говоришь о том, что наше музыкальное образование сильно своими традициями. Есть ли преемственность среди педагогов консерватории? Как выпускники заинтересованы в том, чтобы остаться здесь учиться?
– Да, у нас есть выпускники, имеющие соответствующую квалификацию и готов к работе. В консерватории много молодых педагогов, таких как Александр Даниленко на кафедре духовых инструментов, которые готовы достойно продолжить дело предыдущих поколений педагогов. То есть кадровый потенциал.
– И последний вопрос. Вы говорили об уличных выступлениях команд, о проектах, призванных популяризировать классическую музыку. В Больших и Малых залах консерватории всегда идет богатая концертная жизнь. Будут ли в следующем году какие-то особенно интересные проекты?
– Их будет очень много. Уже в первом полугодии мы открываем фестиваль, посвященный 105-летию консерватории. В нем примут участие известные творческие коллективы Саратова – такие, как Энгельсский муниципальный оркестр (худрук Михаил Мясников), набирает обороты джаз-оркестр «Bright Light», архиерейский хор и студенческие коллективы консерватории.
В рамках фестиваля запланированы интересные проекты. Один из них – «Музыкальные инсталляции из прошлого и настоящего: pro et contra» – мы планируем начать в мае. Формат проекта предполагает свободную форму, как в более позднее время слушатели смогут ходить в фойе Большого зала, смотреть экспонаты или читать книги, а в это время будут исполняться классическая музыка.
В прошлом году мы провели фестиваль, посвященный 110-летию Дмитрия Шостаковича, в этом году мы планируем фестиваль, посвященный творчеству Игоря Стравинского. Подобные монографические фестивали мы будем продолжать и развивать. Кроме того, мы планируем создать абонемент «Саратовская консерватория приглашает», в рамках которого выступят выпускники и друзья консерватории из других регионов.
С периодичностью раз в месяц планируются мастер-классы. Недавно у нас прошел семинар выдающегося дирижера Юрия Симонова. Мы хотим, чтобы такие семинары были не только с симфоническим оркестром, но и с другими студенческими командами. Ведь для творческой молодежи очень важна среда, в которой существуют условия для возникновения и развития.
Школа становится не только образовательным, но и воспитательным центром. Мы открываем свои двери для всех: открываются специальные студии, где люди в любом возрасте, не умеет играть на музыкальных инструментах, может этому научиться. Конечно, не на профессиональном уровне, а «для себя». Во многих студиях взрослые могут учиться вместе с детьми. Мы готовы открыть свои двери для всех.
Дмитрий Маркин, «Репортер»
Об авторе