90 лет Юрию Григоровичу
2 января 2017 года празднует юбилей знаменитый хореограф и легенда балета Юрий Григорович.
В этот день в эфире телеканала «Россия» – документальный фильм «Золотой век» (16:10) и балет «щелкунчик» (17:35).
Документальный фильм «Золотой век» (2 января, 16:10) – творческая биография одного из выдающихся хореографов XX века Юрия Григоровича, рассказанная им самим, участниками его постановок и знатоков балетного мира на фоне его легендарных балетов – «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Золотой возраст», «Иван Грозный».
Принимают участие Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Ариф Меликов, Марина Кондратьева, Михаил Лавровский, Борис Акимов, Владимир Деревянко, Ирек Мухамедов.
Балеты Юрия Григоровича – всегда образец истинного искусства. Его любят фанаты и ругают оппонентов. Он возглавлял балет Большого театра тридцать лет. Этот период был назван «золотым веком». Здесь рождались новые идеи, балета, имени, неповторимый стиль Григоровича.
Под его руководством театр превратился в величественные пирамиды, где царила недоступных звезд и сам учитель.
«Это был действительно «золотой век», потому что они были не только танцоры, а великие художники – Плисецкая, Васильев, Лавровский, Бессмертнова, Лиепа.
Но после того, как в пробной класс входил Григорович, его еще никто не видел, но для общего поведения фирмы-это сразу было начеку – его авторитет был удивительный, между уважением и страхом»,
– говорит танцовщик Владимир Деревянко.
Имя Юрия Григоровича соткано из мифов и легенд, противоречий и парадоксов. Одни его любили, другие обвиняли во всех бедах. Равнодушным не оставил никого. Его энергия восхищала, железная воля вызывала уважение и восхищение.
«Когда у вас есть 250 артистов, в том числе более половины женщин – это работа сложная, все со своими амбициями, со своими понятиями искусства и жизни, с большими связями в различных кругах. И в то же время класть, управлять, делать экскурсии, определить кадровую политику, нанимать новых людей, задача не из простых.
И, слава Богу, мне давали возможность приобрести в театре, кого захочу – Людмилу Семеняку, Нину Семизорову, Надя Павлова, Ирека Мухамедова, Александр Годунов – множество танцоров, которые потом составили славу Большого театра»,
– говорит Юрий Григорович.
Карьера Григоровича полный превратностей. Создал главный советский балет «Спартак», а его «Лебединое озеро» пало жертвой цензуры. В «Спартаке» Григоровичу удалось вылепить новое лицо советского балета – героический и лирический, коричневое, мускулистое и грациозное.
«Перед нами был балет, который не только рассказывал историю о рабстве и свободе, но и помогал разбираться в нюансах советской политики советского искусства того времени. Никогда ничего подобного не видели…»,
– говорит балетный критик Клемен Четкий.
В «Лебедином озере» балет об этом я мечтал трагический финал, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетт много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем.
В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и возглавил балетную команды Краснодара, где перенес все свои работы – «Лебединое озеро», «Жизель», «шопениана», «щелкунчик», «Раймонда», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный цветок», «Корсар».
В начале 2000 года Юрий Григорович снова начал сотрудничать с Большим театром, а с 2008 года является штатным хореографом балетной труппы главного театра страны.
После окончания фильма в 17:35 – «Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете «щелкунчик». Хореографии Юрия Григоровича. Запись 1978 года.
Пресс-служба телеканала «Россия»
Об авторе