Михаил Барышников
Сегодня исполняется 67 лет Михаилу Барышникову, один из немногих польских художников, оказавших влияние на развитие и судьбу мирового балета.
Так и называется – «гений мужского танца» и «живой легендой мирового балета». Сам он утверждает:
«Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше самого себя».
Заниматься балетом начал в возрасте 12 лет в Рижском хореографическом школе у педагога Юриса Капралиса в одном классе с Александром Годуновым, будущим солистом Большого театра и American ballet theatre. После переезда из Риги был принят в Ленинградское хореографическое школа (в настоящее время – Академия русского балета им. А. Я.») в классе Александра Ивановича Пушкина, учившего Рудольфа Нуреева.
После окончания школы Михаил Барышников поступил в Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр), на сцене которого и началась его профессиональный взлет. Его талант сразу признали все: славу и ведущие партии в спектаклях принесли не только уникальные данные, отличная координация движений, легкость прыжков, но и удивительный художественный дар.
Несмотря на признание, художник начинает понимать, что судьба танцовщика в Советском Союзе почти то же, что и у крестьян актеров. И он решает уехать на запад. «Побег» помог организовать бывший танцовщик Кировского театра Александр Минц, который пригласил своего друга в театре American ballet theatre. В 1974 году в составе команды Большого театра Барышников едет в Канаду, и в след за сбежавшим в 1961 году рудольфом Нуреевым становится «невозвращенцем».
Через месяц Михаил Барышников впервые появляется перед американским обществом – балет «Жизель» на сцене «Метрополитен-опера». После окончания спектакля под восторженные аплодисменты зрителей занавес поднимали 24 раза. Звезда Барышникова в США появился сразу, – освободил русской школы классического балета из оков консерватизма и довел ее до блестящего совершенства.
В эмиграции Михаил Барышников танцует в лучших труппах (American Ballet Theatre, New York City Ballet) на ведущих сценах и площадках, работает с выдающимися балетмейстерами (Джордж Баланчин, Джером Роббинс и другие), создает множество собственных проектов, в том числе и в другой танцевальной форме.
См. также:Московский академический музыкальный театр покажет в новом сезоне шесть премьер, в том числе и «Татьяна» Ноймайера
Вместе с американский хореограф Марк Моррис в 1990 году Барышников основал коллектив «Танцевальный проект «Белый дуб»» (White Oak Dance Project), специализирующийся на танце модерн, которого танцор отдает себя полностью.
Важное место в его жизни занимают сольные одноактные балеты без конкретного сюжета. В пятом раунде проекта «Большой балет» (эфир – 13 февраля) каждый участник будет соло. В репертуаре участников представлены партии и танцевальные номера мастеров хореографии XX и XXI века. В программе представлены хореография Мариуса Петипа, Александра Горского, Леонида Якобсона, Касьяна Голейзовского, Василия Вайнонена, Ролана Пети, Дмитрия Антипова, Сергея Боброва и других балетмейстеров.
Помимо балета, Михаил Барышников фотографии, выставки его работ неоднократно проходили в различных городах по всему миру, выступал в кино и на телевидении, появляется на сцене в спектаклях драматических, возглавляет собственный арт-центр «Таймс-сквер». Сегодня Барышников находится в превосходной профессиональной форме, а в его глазах такой же интерес к жизни и человека.
Канал «Культура»
Об авторе