Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет работы В. А. Серова
Николай Андреевич римский-Корсаков не готовился к музыкальной карьере. В его семье встречали более «серьезные» занятия.
Поэтому Николай пошел по стопам своего дяди-адмирала: поступил в Морской школе, по окончании которой гардемарин римский-Корсаков в составе экспедиции русского флота 1863-1864 гг. году отплыл к берегам Северной Америки.
Так называемая Американская экспедиция русского флота стала одной из лучших и интересных страниц в истории взаимоотношений двух стран, присутствие российских офицеров обеспечили значительную поддержку северных штатов Америки и их победу в Гражданской войне, последующее создание государства США.
Карьера морского офицера складывалась хорошо.
Тем не менее, скрытые до сих пор тяга к музыке все серьезнее и серьезнее стала напоминать о себе. Ранняя одаренность маленького Коли был очевиден. Как вспоминает сам римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни. 1844-1906»:
«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушки барабан, в то время, когда отец играл на фортепиано…
Лет с шести меня начали учить игре на фортепьяно. Это старая бабушка, кто-то Екатерина Николаевна Унковская, соседка наша… я играл у нее гамма, легкие экзерсисы, и какие-то пьески».
Решающую роль в его музыкальном воспитании и образовании сыграл Петр Канилле; он же вводит н. Римского-Корсакова с Милием Балакиревым, который сразу же принял талантливого юношу в свой круг «Могучая кучка», что оказало решающее влияние на формирование личности и эстетических взглядов композитора.
Кроме них, в это время в кружок входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Как пишет автор в «Летописи»:
«Я сразу погрузился в какой-то новый, неизвестный мне мир, он оказался среди настоящих, талантливых музыкантов, о которых я раньше только слышал, вращаясь между дилетантами товарищами. Это было действительно большое впечатление».
Полный творческая среда стала тем необходимым «бродильным» элементом, который дал удивительный выход накопившейся творческой энергии, н. Римского-Корсакова.
См. также:19 ноября — день рождения Михаила Ипполитова-Иванова
Великий русский композитор, оставил после себя богатое творческое наследие, которое включает в себя пятнадцать опер, три симфонии, ряд оркестровых произведений, романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным темам музыкального искусства.
Параллельно с этим композитор осознали необходимость понимания теоретических основ музыкального творчества,
«стал постепенно расширять диапазон своих исследований и входить в область эстетики и философии. Этот период в его жизни стал, таким образом, периодом поисков, исследований и утверждения путей искусства в целом и музыкального искусства в частности»,
– написано в книге «Музыкальные статьи и заметки. (1869-1907)».
Чужой косности и шовинизма, чувствительный, которая развиваться без страха потери индивидуальности или национальной, был первым и единственным из бывшего балакиревского кружка, который показал путь в направлении Вагнера, охотно вводит в свои новые произведения, некоторые из внешних вагнеровских партий, казавшихся ему ценным.
На нем как бы лежала ответственность за будущее русской музыки.
ClassicalMusicNews.Ru в содержание различных публикаций
Об авторе