Зара александровна Долуханова ушел из жизни в 2007 г., в канун 90-летия вписав ярчайшую страницу в истории национальной и мировой вокал-исполнение культуры.
Чем больше времени проходит со дня прощального выступления певицы весной 1983 г. в Большом зале Московской консерватории, тем непоколебимее вера: этот концерт венчал упоительную и динамичную эпоху расцвета отечественного камерного пения, длившуюся более полутора веков. Судьба это все, чтобы быть на вершине пирамиды оказалась Зара Долуханова.
Она наследует традиции, зародившиеся благодаря творчеству Любови Кармалиной, ученицы М. О. и. А. Даргомыжского, Александра Молас, сподвижницы композиторов-«кучкистов», певческой династии Лодий, Натальи Ирецкой, Марии Олениной-Д’Альгейм… Благодаря учителям, пытливой природе таланта Долуханова впитала и мировой музыкальной культуры, западных исполнительских традиций — творческой «родословную» себя из самых Полина Виардо.
Данные Зары Долухановой, конечно, позволяют это сделать оперную карьеру, и это доказывает не только служба в молодые годы в Ереванском театре, но и для исполнения оперной музыки с симфоническими оркестрами в крупнейших залах и приглашения впоследствии, правда, отклонил певицы, в московский большой театр и Ковент-Гарден. Она выбрала иной путь. Осенью 1944 года Долуханова выдержала конкурс в вокальную группу Всесоюзного радиокомитета, где работает в основном камерную, кантатно-ораториальную музыку, но не забывала и для оперы.
Премии разыскала и освоение первых редакторов арии Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник», которую у нас никто никогда не пел, пел труднейшую музыкальность главной партии в россиниевской «Сороке-воровке». Мы добавили колоратурное меццо-сопрано, день рождения, день ждали 100 лет!
Важный поворотный момент в жизни Зары Долухановой стал 1949 год — год победы в Конкурсе певцов II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. В ней истинное признание, начал выступления с открытыми сольные концерты, гастроли по всему миру. Еще тогда, еще в начале ее творческого пути, газеты отмечают, что Долуханова покоряла слушателей исключительной культуры пения, сочетание голосовых данных с вокальным и художественных навыков, протягивая позволяет легко и естественно выполнять труднейшие произведения камерный и оперный репертуар.
Что ни год — новые страны: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, южноамериканские государства, Японии, концертные туры почти во всех крупных городах Европы. И, выступив один раз, Долуханова сразу же получил приглашение приехать снова и становится любимцем публики в течение многих лет.
Свои первые самостоятельные концерты в Ленинграде и Москве Долуханова дать в январе 1950 года. Певица обладала гигантским творческим багажом и выносливость, она постоянно обновляла репертуар. Например, в пяти ленинградских концертов она исполнила 118 произведений, не повторять ни один!
Премии в артистическом Услуг, выступая на самых престижных форумах с Галиной Улановой и Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем и Львом Обориным…
Вот фрагмент одной из книг тех лет:
«Зара Долуханова, меццо-сопрано, появился среди нас, точно, сошел с небес, неся с собой воспоминания о давно прошли, позабытой нами эпохи. Ее пение воскрешать предания о великом вокальном искусстве прошлого века, искусства, увядающем, в наш век…
Эта неизъяснимая и неосязаемая-это техника, которая с удивительной однородности подчиненных двух октав ее охвата, позволяет ей при непревзойденную передачу истинной, великой музыки попадает в самые невероятные вокальные фейерверк, ослепляя слушателя фантасмагорическим блеск своего искусства. Все исполнения этой замечательной артистов, несет в себе печать совершенства…»
— греческой газете «Катимерине», 12 мая 1951 г.).
А вот французская обзор:
«Зара Долуханова, — без сомнения, один из лучших и самых ярких представителей этого, еще не получил точного определения направления в искусстве лирической интерпретации, что можно назвать «русскую школу»
Говоря о том, что главное здесь — проникновение в суть произведения, чем поразил даже итальянцев в свое время Экспертом, Долуханова освоил это искусство до совершенства. Так, что, чтобы быть перемещены на парижской публики в ее исполнении романсы Чайковского и Рахманинова, русские и армянские народные песни. Тем не менее, западноевропейская классика принимать не менее жарко:
«…Слушатели были буквально ошеломлены, и успех премии редкий»
«Одной из самых выдающихся певиц нашего времени»
«кумир парижан»
«никогда не слышал колоратуру подобного качества»
«прекрасная артистка, которая есть голос огромного диапазона»
— восклицают критики из «Монд», «Франс-суар», «Пари-Пресс-Энтраннсижан».
В 50 — 70-е годы Zara и Понимание неустанно совершенствовала свои навыки, повысить репертуар и является средоточием художественной жизни в Москве, привлекают к себе не только музыкальный талант, но и красоту, вкус, интеллект, непреодолимое женское обаяние. Каждый концерт становился заметным художественным событием. Назвал ее Полиной Виардо XX века.
Педагогический дебют певицы относится к 1972 г., как он провел за границей — в летний семинар в Мексике. В том же 1972 г. он пригласил в Институт имени Гнесиных, где вскоре стал профессором и заведующей вокальной кафедрой.
Действительно необъятен репертуар певицы — здесь и эпос, и лирика, и жанр, и пейзаж, и гротеск… Не может пройти мимо исполнения Долухановой музыка старых итальянцев, произведения Баха и Генделя, несколько мастеров эпохи барокко. Но он был и неутомимым просветителем, новатор, впервые решили петь соло программа, полностью состоящая из вокальных произведений Прокофьева, вокальные циклы Таривердиева, «Сольфеджии» Родиона Копылова, «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина… Многолетняя дружба связывает Долуханову с Шостаковичем, он восхищался ее реализации и «Еврейские песни», и 14-й симфонии…
Но, несмотря на любовь Долухановой до современной музыки и осознания ответственности на самом деле ее пропаганды, гармоничный талант певицы замечательно высвечивался и в других художественно-эстетической сферах. Она считает, что для камерного певца XIX век — век романтизма — представляет собой наиболее обширное поле для деятельности.
Весь музыкальный мир много лет назад восторгался долухановским исполнения и классической, и современной музыки. Вот одна из тысячи книг:
«Концерт Зары Долухановой появляться редко, исключительным событием для зрителей. Эта замечательная премия не знает барьеров, она беспредельно властвует над своим голосом, так и на слушателей.
Для каждой сферы человеческих чувств, которые можно выразить в музыке, в душе есть особая струна, и она заставляет ее звучать каждую минуту с нужной силой. Королева, настоящая, реальная, идеальная гармоническая красота!»
— Милена Йоахим, Les Lettres framais». 17.12.1953. Paris.
У Кости Александровне было около тридцати учеников. Одна из его задач, сопрано Валентина Шаронова, в интервью РИА «Новости», сказал:
«Его место в искусстве очень сильно, но в последнее время все о нем незаслуженно забыли. Он очень нужен, чтобы к нему были проявлены тепла и интереса, а оказалось, что его не интересовалось ни общество, ни телевидение»
Как помню, Шаронова, знакомство с Долухановой оставить в своей жизни «ярчайший след искренности и тепла».
«Как человек, он был в высшей степени умный, искренний и честный, и все, что отражается в его музыке. Все части ее были полны настоящие эмоции»
— добавил певец.
Говоря о своей учительнице, на Заре Долухановой, Шаронова сказал, что это то же самое,
«легко может позволить других людей, чтобы обмануть ее — и дело не в том, что она не понимает, вы думаете, эти маленькие люди, просто она выше этого и не позволяет себе ни на секунду, чтобы дать понять, что все знает. Она выше подлости и бед человеческой».
По материалам газеты «Культура» (Сергей яковенко) и РИА «Новости»
Об авторе