15 лет назад был показан балет «щелкунчик» к 100-летию со дня рождения Святого Вайнонена

Автор:Аида Воробьёвa

15 лет назад был показан балет «щелкунчик» к 100-летию со дня рождения Святого Вайнонена

Василий Вайнонен

11 сентября 2001 года. в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-данченко был показан балет «щелкунчик» на музыку Петра Чайковского. Спектакль был посвящен 100-летию со дня рождения балетмейстера Василия Ивановича Вайнонена, в классическом варианте, которого балет заканчивается в театре.

Композитор, музыковед и педагог Борис Асафьев писал:

«»Щелкунчик» – это симфония о детстве. Не, скорее о том, когда детство на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неизвестных юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, в неосознанное – в жизнь, только предчувствуемую».

Свою версию балета «щелкунчик», полный волшебства и романтики, Василий Вайнонен поставил в 1934 году в Ленинградском театре имени Кирова (Мариинский театр), а в 1938 году – в Большом театре. Позже постановка была перенесена на сцену многих театров в СССР и за рубежом.

В балете использованы новые методы классического танца, которой не было во времена Чайковского и Петипа. Подлинный шедевр хореографа стал «Танец снежинок», который часто заканчивается, как отдельный концертный номер. Сегодня, в соответствии с традицией, в канун Нового года балет «щелкунчик» присутствует в репертуаре ведущих музыкальных театров в стране.

Премьерный спектакль стал триумфом и балетмейстера и исполнителей главных партий – Галины Улановой и Константина Сергеева. По воспоминаниям современников, Маша в исполнении молодой Улановой была одновременно и девочкой, и принцесса, чье отношение к миру, людям и потрясающие чудеса, он всегда был радостен и полон благодарности. Дирижировал оркестром Евгений Мравинский.

Сам Василий Вайнонен к тому моменту уже был признанным мастером, и получил много наград за постановку балета «Пламя Парижа», отдавая дань идеологии «революционной» теме. Балет, в котором летели королевские головы и свергалась монархия, особенно любил Сталин.

«На одном из выступлений Иосиф Виссарионович спросил, может ли балет премию. Ему сказали: «Нет, балет уже старый, 1932». «Большая ошибка», – сказал Иосиф Виссарионович. На следующее утро радио сообщило: «Сталинская премия Первой степени…»,

– рассказывает сын Василия Вайнонена Никита Вайнонен. Спектакль о Французской революции он был в репертуаре Большого более тридцати лет – до 1964 года. В 2000 году знаменитый балет вернулся на главную сцену страны в постановке Алексея Ратманского.

См. также:Конкурс Чайковского впервые станет прозрачным

В одной из программ нового сезона «Большого балета» пара из Мариинского театра Надежда Батоева и Эрнест Латыпов исполняли па-де-де Маши и щелкунчика-принца из самого балета. 13 февраля в сольной программе артиста Большого театра Игорь Цвирко станцует вариацию Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена.

Канал «Культура»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ