Генрих Густавович Нейгауз (31 марта (12 апреля) 1888 года. — 10 октября 1964 г.) вошел в историю русской музыкальной культуры, а как величайший художник, и как педагог, который создал свою педагогическую систему, воспитавший таких выдающихся музыкантов, как Э. Гилельс, Я. Зак, С. Рихтер.
Родился в городе Елизаветграде, в семье музыкантов-педагогов. Отец и мать Генриха, получил отличное музыкальное образование и стали его первыми учителями. Позже Ольга Михайловна фортепиано, педагог с многолетним опытом, стал и первым учителем своего внука Станислава Нейгауза.
В детстве Генрих часто болел, поэтому практически не учился в школе. Многочисленные тетки по отцу и матери, давал ему уроки математики, истории, географии и французского языка. Время от времени в Елизаветград приезжал брат матери Феликс Блюменфельд, известный концертирующий пианист и дирижер. Занимался с Генрихом, а затем Нейгауз неоднократно говорил о том, что именно занятия с дядей позволили ему получить начала профессиональной подготовки.
Пытаясь помочь семье, Генрих рано начинает работать. Впервые он вышел на сцену 15 сентября 1902 года. Вместе с пианистом М. Эльманом исполнил программу, составленную из произведений Ф. Шопена. Вскоре после успешных выступлений в родном городе вместе с дядей юноша дает несколько концертов в Киеве. Восторженные отзывы в местной печати привлекает к нему внимание местных покровителей, и Г. Нейгауз получил средства, которые ему уехать за границу.
Осенью 1903 года. произошла в немецком городе Дортмунд на музыкальном фестивале, который дирижировал Р. Штраус. Известный музыкант высоко оценил игру молодого пианиста и посоветовал ему продолжить занятия музыкой.
В последующие годы Нейгауз сочетает концертную деятельность с занятиями у разных музыкантов. Следуя совету дяди, он приезжает в Берлин и посещает занятия в школе пианиста Л. Годовского. Затем совершает большое путешествие по городам Германии и Италии.
После возвращения в Россию, он отправился в Петербург, где ему удалось попасть на прослушивание для композитора и преподавателя Петербургской консерватории А. Глазунову. Это я молодого человека вести себя в консерватории, мотивируя свое решение тем, что Генрих не нужно начинать все с начала, он должен пройти обучение у западных мастеров.
Нейгауз отправляется в Берлин и в течение года берет частные уроки у пианиста Р. Барта, с которым в свое время занимался А. Рубинштейн. Заканчивая свое образование, переехал в Вену и становится учеником школы мастеров при Венской академии музыки. В Вене он жил в начале 1914 года. и окончил курс с золотой медалью.
Нейгауз имел в концертное турне по Италии и Франции, но из-за начала войны он вернулся в Россию. Он поселился в Елизаветграде, и начал давать частные уроки. Однако пианист продолжал концертировать, вместе с дядей выступал в различных городах России. Осенью 1915 года. он приезжает в Петроград, где сдает экзамены за курс консерватории и получает диплом свободного художника.
Тогда он дал несколько концертов, на одном из них познакомился с молодым композитором С. Прокофьевым. Услышав игру пианиста, Прокофьев назвал его лучшим исполнителем своих произведений.
Нейгауз хотел остаться преподавать в консерватории, но из-за войны с Германией, был вынужден покинуть столицу. Он отправился в Тбилиси и стал преподавателем местной музыкальной школы, но, не желая заниматься поденщиной, через год с небольшим вернулся в Елизаветград. Здесь он встретился со своим двоюродным братом, польским композитором К. Шимановским. Вместе они организуют музыкальный отдел в местном отделе народного образования, выступают с лекциями и концертами.
Известность Нейгауза быстро растет, через несколько месяцев его приглашают в Киев. С осени 1918 года. был профессором местной консерватории, вел собственный класс и выступал с концертами. Одним из его учеников становится В. Горовиц.
На концертах Нейгауз и разрабатывает сольные программы, и действует как превосходный ансамблист. Событием в культурной жизни Киева стал цикл концертов-дуэтов, которые дал вместе с Блюменфельдом и В. Горовицем. Именно Нейгауз посоветовал своему ученику продолжить образование за рубежом.
В Киеве Нейгауз работал в течение пяти лет, а затем летом 1922 года по приглашению А. Луначарского переехал в Москву. Незадолго перед переходом пианист женился. Нейгауз становится профессором Московской консерватории, вся дальнейшая его творческая деятельность проходит в Москве. Он впервые начинает регулярную концертную деятельность, постепенно расширяет концертный репертуар.
Можно сказать, что Нейгауз стал единственным пианистом, который мог с одинаковым блеском исполнять произведения Баха и Шуберта, Шопена и Дебюсси. Кроме того, является владельцем многих стилей эффективности.
В Москве в семье Нейгаузов рождаются сыновья Адриан и Станислав, последний пианист, как и отец. Нейгауз входит в круг лучших музыкантов, там вместе с К. Игумновым, Н. Мясковским, знакомится и начинает дружить с семьями Пастернаками.
Постепенно приходит известность, и к ученикам. Начинают выступать с концертами, участвовать в международных конкурсах, всегда занимая первые места. Андрей Вознесенский вспоминает, что во время концертов Нейгауз всегда сидел в первом ряду и стучал палкой, если исполнители приняли фальшивую ноту. Тогда он уже был в преклонном возрасте, и у него характер неуживчивый.
Даже со своим сыном Нейгауз начал действовать после того, как тот был студентом третьего курса, до этого только прислушивался к его игре.
В 1931 г. Нейгауз пережил личную драму: он расстался со своей женой, которая ушла к Пастернаку. Опыты привели к развитию алкоголизма, в будущем, в значительной степени повлиявшего на качество игры, музыка. Но, оправившись от потери, Нейгауз продолжать делать обычные обязанности воспитателя. С 1934 до 1937 года исполнял обязанности директора Московской консерватории. Но административные обязанности, таким образом, не отвечали складу его характера, что при первой возможности он оставил их.
Исполнитель отдает все силы совершенствованию собственных навыков. Конечно, не все концерты Нейгауза проходили одинаково хорошо, но каждое выступление становилось шагом вперед. Совершенствует технику, работает над новой партитуру, пробует свои силы в рамках различных групп.
Секрет успеха Нейгауза заключалась, прежде всего, в его феноменальной памяти, помнил много баллов, был хорошо знаком с творчеством композиторов разных эпох.
В 1940 году ему присудили степень доктора истории искусства, становится заведующим кафедрой фортепиано. Класс Нейгауза признан лучшим в консерватории в него стремились попасть те, кто хочет не только со всей страны, но и из многих стран мира. Музыкант признал, что отличная техника еще не является результатом естественного вдохновенный музыкант. Только сочетание таланта и технических возможностей может привести, с точки зрения мастера, к совершенству. Он учил «чувствовать музыку», понимать особенности музыкального видения композитора, проникнуть в его творческий замысел.
Исполнительной способ Нейгауза часто называли самодельные — так свободно и естественно, он соизволил произведения. Перед каждым занятием поставил конкретную цель и пытаться достичь ее реализации. Часто Нейгауз был нетерпелив и даже жесток, но полученные навыки оказывались на столько прочные, что даже после многих лет можно было узнать почерк учителя в игре его учеников. С. Нейгауз вспоминал, что отец старался, чтобы его ученики постоянно играл и новую музыку, он внимательно слушал и комментировал игру каждого из них.
Во время Второй мировой войны Нейгауз был на короткий срок арестован, но спустя два месяца его выпустили. Как и многие другие, оказался в эвакуации, но он не оставил концертной и преподавательской деятельности.
После войны Нейгауз снова женился. Сильвия Федоровна пытался наладить быт музыкант, отражалось от повседневных забот.
В период с 1950 по 1952 год называют лучшим в творчестве Нейгауза. Он впервые начинает работать с монографическими концертами, в частности, что в первый раз он исполнил все 24 прелюдии Дебюсси, как один цикл. Затем он представил публике концерты из произведений Баха, играя в течение одного сезона все фортепианные произведения композитора. Часто отец и сын Нейгаузы выступали вместе в фортепианном дуэте, исполняя произведения Моцарта, Шумана, Дебюсси, Рахманинова.
Несмотря на запреты, пианист исполнял на концертах песни Dm. Шостакович, будучи единственным музыкантом, который в сезоне 1952 году решился сыграть программы из всех прелюдий и фуг композитора.
В огромном репертуаре Нейгауза было представлено разнообразие мира фортепианной музыки. В исполнительскому стилю был романтиком, его интерпретации Брамса считается шедевром музыки XX века. Но самое главное увлечение Нейгауза — музыка Шопена. Он играл ее всю жизнь, постоянно возвращаясь в замечательных произведений и открывая в них новые нюансы.
Однако в середине пятидесятых годов у Нейгауза появились симптомы тяжелой болезни — авитаминоз. Он пытался преодолеть болезнь, но в 1957 году. придется навсегда покинуть концертную деятельность, и он полностью сосредоточился на преподавании. Некоторые занятия были записаны на диски и стали одним из лучших учебников. О своем педагогическом опыте позже рассказал в книге «Искусство игры на фортепиано» (1958).
Несмотря на запреты врачей, через несколько часов в день проводил за фортепиано, не прерывая занятия даже во время отпуска. Нейгауз привез фортепиано в грузинской деревни Цихис-Джвари, где он проводил летние месяцы вместе с семьей художника В. Шухаева. Импровизированные вечерние концерты на террасе деревенского дома собрали жителей окрестных деревень, никогда не станет слушать подобную музыку.
Нейгауз пытался сохранить работоспособность до последних дней жизни, попав в которые его знали людей, настойчивости и упорства. Жил в квартире, и только за два года до смерти он переехал в отдельную двухкомнатную квартиру, полученную благодаря вмешательству его ученик, С. Рихтера.
Станислав Нейгауз (1927-1980), продолжил дело своего отца, его считали одним из самых интересных музыкантов своего поколения. В значительной степени сохраняя исполнительную образом Генриха Нейгауза, он отличался и своим своеобразным подходом к интерпретации музыкальных произведений.
Об авторе