Марис Янсонс. Фото Сергей Пятаков
Выдающийся российский дирижер Марис Янсонс, руководитель симфонического оркестра Баварского радио, один из самых востребованных дирижеров в мире, в ближайшее время выступит в конкуренции с коллегами. 12 февраля в Лос-Анджелесе состоится объявление лауреатов ГРЭММИ – 2017.
В списке номинантов – запись Мариса Янсонса Симфония № 5 Сергея Прокофьева, сделанная им с Королевским оркестром Консертгебау на лейбле RSO. Эта работа представлена в качестве Лучшее оркестровое исполнение (Best Orchestral Performance).
Сам Янсонс считает, что для него успешным был весь предыдущий год, в котором было много выступлений, записей и новых работ.
Поговорить об этом с ним удалось в санкт-Петербурге, куда он приехал на несколько дней.
— Ты вернулся после большого турне с оркестром Баварского радио в странах Азии?
— Да, с оркестром Баварского радио (у нас был тур по США и стран Азии: Тайвань, южная Корея и Япония. Выполнили мы имеем очень сложную программу: Девятую симфонию Малера, Альпийскую симфонию Рихарда Штрауса, Симфония № 100 («Военная») Гайдна, сюита из музыки балета Стравинского «жар-птица» и концерт для Скрипки Бетховена (солировал великолепный музыкант-виртуоз Гил Шахам). И везде прием был восторженный.
В Тайване публика просто потрясающая в энтузиазм, и после того, как люди внимательно слушают музыку на концерте. В Японии зрители во всей ее интеллекта и дисциплины, менее спонтанной, но очень отзывчивый.
— Принес «баварии» в два раза до Москвы и санкт-Петербурга. Но очень редко можно увидеть за пультом российских оркестров. Почему?
— Так получилось, что у меня много работы за рубежом. Выступления, репетиции, подготовки к концертам требуют необходимой концентрации и четкого распределения времени. Не распыляйте и спланировать огромное количество концертов. Потому что сцена-это такая замечательная вещь, и творческой реализации, и для души, и вообще к жизни.
У меня уже больше пятидесяти лет посвятил своей профессии. И все команды, замечательные солисты, с которыми он выступал, относятся ко мне с удивительной добротой и чутким взаимопониманием. Я не жалуюсь. Иногда нужно меньше ездить, появляется желание, чтобы уже быть дома, почитать книгу, сходить в театр. Но даже неделя перерыва бросает на меня скуку, на концерты. И снова я возвращаюсь в оперу.
— Но с Королевским оркестром Консертгебау, однако они расстались?
— Я закончил свой контракт с Консертгебау, которым руководил двенадцать лет, надеясь, что немного облегчу себе жизнь, и я буду вести меньше. Но, сколько не уменьшай свою работу, это и так не пропадет: всегда что-то новое и интересное. А с Консертгебау мы в прошлом году выполнили и сделали запись Седьмой симфонии Густава Малера. С этой командой он записал почти все симфонии Густава Малера.
Амстердам – это вообще особое, почитается место музыки Малера. Композитор был большим другом Виллема Менгельберга, одним из первых дирижеров Консертгебау, и Менгельберг, часто содержащиеся в программах концертов, его симфонии. Поэтому традиции, связанные с интерпретацией симфоний Малера Королевским оркестром Консертгебау, сильные и относятся по всему миру.
— Нынешний концертный сезон, загруженных в Риге с Латвийским национальным симфоническим оркестром, символы 90-летие со дня своего основания…
— Эта осенняя поездка в Ригу была очень трогательная. Предыдущие мои концерты в латвийской столице с оркестрами Консертгебау и Баварским радио мне не дали там долго, а в этот раз сотрудничество с Латвийским оркестром продлило мне счастливые дни пребывания на моей малой родине. Меня этот концерт был дорог по двум причинам.
Во-первых, годовщина самого оркестра, а во-вторых, мой земляк, композитор и пианист Раймонду Паулсу исполнилось 80 лет. Я люблю и очень ценю этого человека. Моя цель-мечта была с ним что-то сыграть на концерте. Мы много раз договаривались, назначили время попыток, но один раз я заболел, потом какие-то другие причины возникали.
Я понял, что если сейчас не сделаю совместный концерт с Раймондом, это вряд ли, когда еще представится такая уникальная возможность. Пол солировал в Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина, а затем продирижировал его замечательная композиция – фантазия «Театр» для фортепиано, хора и оркестра в дизайне современного латвийского композитора Артура Маскатса.
— Часто работает, и со знаменитым Берлинским филармоническим оркестром. Предстоящей весной будет снова вести первомайским Европейским концертом?
— Да, это будет на Кипре. Уже не могу дождаться этого события. Это уникальный оркестр, со своим неповторимым характером, звуковой палитрой и огромным репертуаром. Там много моих друзей, а каждый из солистов – люди высокой культуры и виртуозного исполнительского мастерства. Перед отъездом на Кипр, я дам три концерта в Берлине с программой из сочинений Сибелиуса, Бартока и Вебера.
Я уже проводил в 2001 году с Берлинскими филармониками традиционный европейский концерт. Это было в Стамбуле. Ежегодно оркестр выступает в новых местах, выбирая исторические, и даже экзотические места. Концерт транслируется по телевидению во многих странах мира, а затем выделяются к записи на DVD и Blu-ray. На фестиваль Salzburger будущим летом состоится премьера новой постановки «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича.
— Несколько лет назад представляли одну и ту же оперу в Амстердаме. Почему опять вернулись к этой партитуре?
— Премьера оперы Шостаковича на фестивале Salzburger очень волнует меня. Я не скрываю, но я в очередной раз пересматриваю свое отношение к интерпретации этого произведения, глубоко чувствуя музыку и атмосферу во время пребывания в отеле гениальной оперы Шостаковича.
Я возлагаю свои надежды на достойную режиссуру концепции и стадии проект спектакля, чтобы работа ни в коем случае не пострадал. Там великолепный состав певцов, в том числе Ферручо Фурланетто, Нина Стемме, Максима Аксенова и Максима Пастера. Спектакль будет ставить немецкий режиссер Андреас Кригенбург.
— Вы всегда единогласны с режиссерами? Являются ли споры о концепции постановки?
— Да, это часто бывает. Например, спектакль Мартина Кушея «Леди Макбет Мценского уезда» d. Шостаковича в Нидерландской опере. В начале мне многое в его идеях удивили. Я был очень расстроен, нервничал и пытался пойти на компромисс: он пытался в чем-то убеждать режиссера.
Я всегда заранее вхожу в диалог с режиссером, вместе работаем на концепцию. И если вдруг случается ситуация конфликта, ситуация может кардинально измениться. Проводника пришлось согласиться с видением режиссера. Но, если в корне оба по-разному воспринимают произведение, то режиссер уже не в состоянии изменить свою интерпретацию. И тогда дирижер должен дирижировать спектакль, не обращая внимания на то, что происходит действие на сцене, что само по себе невыносимо.
И это плохо, поскольку исполнитель, и не нужно изолировать, показывая зрителям и участникам премьеры свое неуважение к постановке. К счастью, таких моментов у меня не было.
Может быть, мне повезло на режиссеров, среди которых были и австриец Мартин Кушей, и норвежец Стефан Херхайм. С последним мы осуществили в Амстердаме постановки опер Чайковского: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Херхайм очень музыкальный режиссер, а по профессии и виолончелист. Его режиссерский замысел, в принципе, не отличается от основной драматургической линии оперного спектакля.
Херхайм неожиданно может использовать какой-то шаблон для абстрактной ситуации. Вот, например, в «пиковой даме» сам Чайковский выступал у него почти главным героем. Это было своего рода воплощением жизни самого композитора. И что в этом плохого? И это стоимость нового спектакля, его современность.
Я никогда не разговаривал с режиссерами и никогда не разговаривал с участниками спектакля на повышенных тонах. До конфликтов не доходило, в отличие от моих коллег, которые приняли довольно смелое решение, они снимали с себя ответственность за музыка руководство спектаклем и просто уходят.
— Как выглядит ситуация со строительством нового Концертного зала в Мюнхене, который в скором времени станет основной платформой для симфонического оркестра Баварского радио?
— Это счастье, что свершилась моя давняя мечта – проект строительства нового комплекса музыкального утвержден и введен в работу. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер принял утвердительное решение. В мае состоится конкурс для архитекторов, а в 2018 году начнется строительство здания.
Здесь есть еще много проблем, в том числе преодоление различных бюрократических процедур. Но я очень рада, что моя борьба с властями Мюнхена за двенадцать лет не прошла даром и процесс выиграл. Будет там еще и центр образования, а дети смогут с малых лет приобщиться к миру классической музыки, как и много лет назад, когда по прибытии в Ленинград, попали в школу-десятилетку при Консерватории.
— В прошлом сезоне отметила свой юбилей – 80-летие.
— Это один из тех подарков судьбы, которые она дала мне жизнь. О таком высоком уровне образования и музыкальной жизни, который был в Советском Союзе, сегодня можно только мечтать. Время было другое, другие ценности. Здесь творили такие гении, как Шостакович, Мравинский, Гилельс, Ойстрах, Рихтер, Ростропович.
Я прекрасно помню это золотое время учебы с моими друзьями: Владимиром Спиваковым и Давидом Голощекиным. Это образование сегодня, мне кажется, что никуда вы уже не сможете получить. Сегодняшний мир находится в сложной политической ситуации.
— Проводя много времени в Германии и других странах Европы, могут возникнуть ситуации политического характера?
— Я никогда не смешивал политику с искусством и музыкальной средой. Работая в сложных условиях сегодняшнего мира, я стараюсь максимально сосредоточиться только на музыке. Политические войны в мире всегда были и будут. И каждый на этот счет имеет свое мнение.
Никогда не выезжал из России, моим домом был и остается санкт-Петербург. А когда я на сцене, все свои чувства и мысли направлять только музыку, на то, чтобы аудитория испытала огромное удовольствие. И я хотел бы, чтобы в мире как можно больше людей приобщалось к настоящего, истинного искусства. Я хотел бы, чтобы люди поняли значение самой сущности искусства. Потому что искусство, музыка – это неотъемлемая часть души и сердца человека.
Виктор Александров, «WP»
Об авторе