Михаил Плетнев и его партнеры имели большой успех. Фото М. Стулья / Ведомости
Его написал композитор, бывший рьяным атеистом.
Раритетное произведение, проникнутое грустно минором, мало напоминает озорной стиль автора «Карнавала животных».
В буклете приведены обстоятельства его возникновения: «Реквием», написанный в 1878 году. в память о друге композитора, который заключил с Сен-Сансу 100 000 франков, чтобы тот мог покинуть пост церковного органиста, который, будучи атеистом, очень тяготился.
Завещание, впрочем, было связано с просьбой умирающего написать на него «Реквием», и здесь атеизм скидок не было сделано.
В те времена, когда уже существовали пышные, монументальные Реквиемы Берлиоза и Верди, Сен-Санс создал строгая, благородная композиция, которого оркестровая фактура напоминает органное письмо (то, где хор поет только с тела), стиль отличается сочетанием обучения и простоты, не хватает, тяжелая медь (только в Dies irae трубы соединяются с балкона), а партии вокального квартета (за исключением разве что тенор – пел Игорь Морозов) ничего не амбициозный.
По принципу контраста во втором отделении Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр блестяще сыграли на десять лет позже писать Симфонию в трех частях Сезара Франка, где эффективно объединены позднеромантический тонн, вагнеровская гармония и высокие навыки развития.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе