Жиганова «без купюр» открыли казанцам на фестивале татарской академической музыки «Мирас»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Жиганова «без купюр» открыли казанцам на фестивале татарской академической музыки «Мирас»

Фестиваль «Мирас» проходит уже второй год под художественным руководством Александра Сладковского

Творчество знаменитого композитора Назиба Жиганова «без купюр» показали казанцам на открытии названного в его честь фестиваля татарской академической музыки «Мирас» в ГБКЗ им. С. Сайдашева.

В этот вечер симфоническая поэма «Кырлай», Девятая симфония, сюита «Симфонические произведения прозвучали именно в таком виде, в каком их намерение автора.

«Поэма «Кырлай» была написана в 1944 году, в ранний период творчества Назиба Жиганова. Поэма исполнялась довольно часто, но исполнялась в последнее время «купюры». Сегодня «Кырлай» звучит в полной авторской версии.

Сюита «Симфонические песни» продолжает серию жигановских апартаменты на татарские темы. Композитор предлагает прослушать татарские народные песни, можно сказать, в симфоническом увеличении, как будто через увеличительное стекло мировой культуры»,

– сказал арт-директор фестиваля, музыковед, заслуженный деятель искусств РТ Вадим Дулат-Алеев.

«Ровно 30 лет назад вышла виниловая пластинка фирмы «Мелодия», в которой часть из сюиты «Симфонические песни» звучала в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Фуата Мансурова. Это исторический рекорд, но уже целое поколение не имело возможности слышать «Симфонические песни» живой звук.

У Девятой симфонии та же история. 30 лет назад вышла на одном диске фирмы «Мелодия». И сегодня эти произведения в одной программе, в равной степени известных и давно не живой звук. Им есть что сказать современному слушателю»,

– подчеркнул он.

Фестиваль «Мирас» проходит уже второй год под художественным руководством народного артиста России, главного дирижера ГАС РТ Александра Сладковского. В программе трех концертов произведения, отражающие этапы исторического развития композиторской школы республики. Посвящение первого концерта творчестве Назиба Жиганова – уже традиция.

«Любая идея должна созреть. Для того, чтобы играть татарскую музыку, нужно было иметь оркестр такого качества, который бы смог ее воспроизвести во всей ее красе. Мы долго занимались строительством этого механизма, этой машины, которая могла бы привести эту музыку. А после того, как мы сделали это, конечно, психологически мы подошли к истокам, к корням.

Имя Жиганова, так же, как и имя Губайдуллиной и Рахлина, святые без преувеличения. Нельзя было не увековечить имя Назиба Гаязовича. Каким образом музыканты могут это сделать? Создать фестиваль и назвать его именем человека, который по-настоящему дорог»,

– говорит маэстро Сладковский.

«Жиганова в истории татарской музыки, особое прошлое. Он был бесспорным лидером. Союз композиторов Татарстана, симфонический оркестр, консерватория – это основные фундаменты и опоры музыкальной культуры Татарстана XX века, и все они связаны с именем Жиганова. Кроме того, он является наиболее плодотворным татарстанский симфонист»,

– сказал Вадим Дулат-Алеев.

В этом году исполняется 80 лет татарской симфонии. В 1937 году на открытии Татарской государственной филармонии впервые в мире прозвучала татарская симфония. Это была Первая симфония Назиба Жиганова. Симфонии Жиганова примечательно тем, что они очень разные и отражают способ жизни композитора.

На этом пути сделано сегодня Девятая симфония, по словам музыковеда, тепла и активных. Она отражает гармонию человека, нации и мира. Именно в такой теплый и высвечивающим любовь к жизни и музыке оказался сегодняшний концерт.

Ольга Голыжбина, Татар-Подробности

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ