Мультфильм и музыка в московской филармонии: российская и европейская история через призму английского юмора

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Мультфильм и музыка в московской филармонии: российская и европейская история через призму английского юмора

В Камерном зале Филармонии состоялся концерт ансамбля солистов «Воображариум», посвященный английской карикатуре конца XIX-начала XX века.

В Камерном зале Филармонии состоялся концерт ансамбля солистов «Воображариум», посвященный английской карикатуре конца XIX-начала XX века.

Идея и концепция концерта, который его авторами Денисом Голубевым и Елизавету Мирошниковой был отмечен как «Концерт-новелла в жанре воображаемого музея», была столь же банально, как и логические – играть на сцене концертного общеевропейское пространство искусства и место России в этой области на рубеже XVIII и XIX веков.

Точкой отсчета стала английская карикатура того времени, который очень точно показывает политический, культурный и бытовой контекст эпохи. О ней рассказал ведущий программы-научный сотрудник Отдела гравюры Государственного Эрмитажа Василий Успенский, представляя и комментируя видеопроекции листов английской карикатуры из коллекции Эрмитажа, кстати, второй по величине после Британского музея.

Сопоставление карикатуры и музыки создал очень интересный исторический срез эпохи – ведь речь идет о том, что карикатура, как один из видов искусства, не претендует на художественную прочность, это жанр «быстрого» отражения действительности.

Но они чрезвычайно интересны для историка. Мультфильм в первую очередь отражает видение общества каких-либо явлений или событий. Музыка, которая была сделана в программе, тоже не утверждает, что вечность, и в большей части отражает мгновенная реакция композиторов на современные им процессы.

Тем интереснее посмотреть сначала карикатуру на танцовщика и балетмейстера Шарля-Луи Дидло, а потом слушать музыку из сцен балета, водевиля «Республиканской добродетели», очень своевременно предоставленных им в 1794 году на музыку А. Гретри, а затем услышать арию Екатерины из комической оперы Гретри «Петр Великий» в исполнении солистки театра «Новая опера» Ольги Ионовой.

Карикатуры, посвященные такому распространенному в те времена развлечение, как домашние воспроизведение музыки, дилетантизм в тогдашнем понимании этого слова, чередуя с произведениями композиторов-любителей, как, например, «Марш на взятие российскими войсками Полоцка» князя П. И. Долгорукова (1787-1845) на клавесин с невероятно трогательными небольшим количеством сигналов труб, выполненных с балкона зала на гобое.

Это было домашнее сочинительство, подобное тому, как в наше время иногда говорю, посвященные юбиляру стихотворное пожелание. Павел Иванович Долгоруков оставил огромное количество произведений, созданных по любому мало мельчайшие видимой причины.

Примерно в том же стиле прозвучала Фантазия для фортепиано «Изображение объятой пламенем Москвы» Даниила Готлиба Штейбельта, пианиста и композитора, который работал в последнее десятилетие своей жизни в Санкт-Петербурге, в исполнении Федора Строганова.

На экране проецировалась карикатура, на которой английский художник с явным удовольствием представил огромное количество различных неприятностей, подстерегающих в Москве Наполеона. Ф. Строганов, прежде чем приступить к реализации, сообщил, что исполнит только отдельные фрагменты этой эпической полотна из-за его практически неограниченных размеров.

Но дело Штейбельта было очень интересно, состояло из большого количества программного обеспечения, штук под названиями типа «Вход Наполеона в Москву», «Начало пожара», «Отчаяние местных жителей и их просьбы», «Взорвание Кремля», и т. д., и особенности композиторского языка дали какие-то основания считать его предшественников создателей музыки для немого кино.

Наверное, немного уникален в смысле его качества стала музыка Фердинанда Сора (1778-1839), испанского гитариста-виртуоза и композитора, который занимал Дмитрий Илларионов. В opus 15 Ф. Сора вошли очень разные произведения – от вполне академического одночастной сонаты и Les folies d’Espagne в марше из балета «Золушка», пользовавшегося большой популярностью в 20-е годы XIX века в Лондоне, Париже и санкт-Петербурге.

Потому что карикатуры принадлежали к различным времени, это интересно было проследить отношение карикатуристов в России и европейской значимых событий – от насмешливо-настороженной карикатуры, посвященной первому присоединению Крыма и, Императрица Екатерина II, которая поставила ноги от санкт-Петербурга до Константинополя в яркой, симпатии и благодарности за освобождение континента в рисунках эпохи победы над Наполеоном.

И параллельно с этим «пророссийским» последний листов была выполнена ария Маруси из оперы-водевиля «Казак-стихотворец» (1812) К. Кавоса, полное Ольгой Ионовой и Федором Строгановым. Один из двух известных экземпляров этой партитуры недавно обнаружил И. Мирошниковой в сборнике песен, вы Сибирцовой в книжном собрании Музея панорамы «Бородинская битва».

Закончился концерт многокуплетный пафосный «Гимн, посвященный Александру И» Ф. Антонолини на слова Р. Державина, исполненный всеми участниками концерта.

Ансамбль солистов «Воображариум» показал редкий по своему для реализации проекта. Не только благодаря своему образовательной посыл, но также из-за большого количества камер и векторов, в том числе основных из которых – открытие реалии, часть которых из-за большого, теперь уже трехвекового всего, уже не различают.

Зрители и слушатели концерта прозвучали внутри этой эпохи, на расстоянии вытянутой руки от событий и персоналий на рубеже веков, а музыку, которая упала, вряд ли можно услышать где-нибудь в другом месте.

Владимир Зисман, «Ревизор»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ