Анна Нетребко впервые спела в спектакле Большого театра

Автор:Аида Воробьёвa

Анна Нетребко впервые спела в спектакле Большого театра

Анна Нетребко. Фото – Дамир Юсупов

Спектакля «Манон Леско» Пуччини еще год назад не было в планах. Но дирекции удалось получить согласие Анны Нетребко спеть в ГАБТе вместе с мужем, тенором Юсифом Эйвазовым. Имя выбрали просто. Музыка, не говоря о сюжете, привлекает большой драматичностью. И именно на этой опере в Риме Нетребко встретила будущего мужа, она пела «Манон», а партия де Грие подходит для этого типа голоса.

При расписанном на годы вперед графике примадонны было труднее определить сроки и фамилия режиссера. Нетребко, не отличается особым консерватизмом, в то же время, не относится к числу певиц, готовых петь в какой угодно авангардной пьесе.

Певица не раз говорила в интервью, что на сцене должно быть комфортно. Во всех аспектах – и вокально, и концептуально. Драма режиссер Адольф Шапиро предложил театральные решение, которое всех устроило. Еще до первого показа Нетребко говорила, как ей нравится и Эйвазову это постановка.

Для Шапиро это дебют в Большом театре, но не в опере. Он, в частности, сделал успешный «Лючию ди Ламмермур» в Музыкальном театре, а тогдашний директор театра Владимир Урин это запомнил. Пригласить Шапиро в Большой, Урин переосмыслить. Режиссер, по его словам, с детства любил роман Прево «Манон Леско» на музыку Пуччини считает великой, а сотрудничество с Нетребко и Эйвазовым – творческой удачей.

Собственно говоря, из опер «Манон» можно просмотреть двумя способами: как невинность, быстро набравшую опыт, или как опытный с самого начала человека. Героиня Пуччини, вспоминая брошенную любовь, в первую очередь, не говорит о высоких материях, а о горячих поцелуях, которых ей не хватает у богатого покровителя.

Шапиро, рисуя образ Манон, пошел своим путем. Он и сценограф-Мария Трегубова, как будто сняли чей-то сон о страсти – я думаю, что он был де Грие после смерти любимой женщины.

И еще. Для Шапиро и художник-постановщик не имеет значения, откуда Манон приходит и когда она жила. Главное, что она привлекательная женщина, от которой у мужчин в голове. Шапиро поставил оперу-буффонаду о миражах. И о благих намерениях, которыми вымощена дорога. А любовь, которая казалась праздничной сказкой, безжалостно переламывает судьбы замечательного молодого человека героем игорных домов, а невинную девушку – в плену некоторое время.

Начнется спектакль в глубине белого «бумажного» городок, с маленькими домиками, ниже человеческого роста, стоящие на наклонном подиуме. Этакий человека рай, созданный здесь лежит гигантский карандаш и ножницы. По небу летит воздушный шар, именно на нем герои убегают в свой путь. На улицах утопии бродить и приплясывают (хореография Татьяны Багановой) забавные существа, похожие на гномов (хор). Он поет о «час фантазии и надежды».

Кавалер де Грие, в романтическом длинном шарфе, ищет человека, который сможет любоваться вечно. В кукольном городке появляется кукла по имени Манон. Белое платье, носки, повадка, жесты – все у нее игрушки, даже несколько несуразное. В руках куклы – куклы тоже. Девушка с идеальным лицом заигралась в детстве.

Апофеоз сценографии и приема «кукла с куклой» – придет позже, когда в доме покровителя и не созрел, только чертова упал на нее богатства Манон умирает от скуки. Сидит на сцене кукла, светящийся, ворочающая головой и руками, вырастает до гигантских размеров в несколько метров, символизируя ужасном незрелость. В этом эпизоде все преувеличено, доведено до гипербол.

Даже большие «волшебное» зеркало, находится в тяжелом состоянии, в котором отражается сцена и часть оркестра, а иногда и мысли Манон, вспоминающей де Грие.

Это довольно парадоксально, фарс – сцена с менуэтом. Когда Манон поет о мушках, «убийственной и чувственная», которые ее нужно приклеить на лицо, слуги выносят сильных кузнечики, мухи и мухи. И облепляют ими лицо и конечности гигантские куклы.

Когда старик-покровитель Жеронт, похожий на дьявола, одетые в мех, и черные, приглашает к простушке-любовницы, учителя танцев (балет женщины «пакет»), Манон, носить на голове пудреный парик, учит танцевать, специально балансируя на мяче (черные и белые шарики на полу – ее разбросанные «камни»). И никакой традиционной оперы декларации жестов. Наоборот, минимализм. Даже в отчаянной дуэт прощение «Манон», которая вымаливает де Грие. Даже в момент ее ареста.

Кукольность время от времени растет. А потом ломается. В сцене отплытия в Америку Манон уже не куклы, но еще не совсем человек. Фарс в середине меняется драмой, хотя скорбящих корабль с ссыльными выглядят мерзкими зеваками, смакующими отчаяние де Грие, как зрители в кинотеатре на голливудской мелодраме. А выходит из тюрьмы клапана на обращение ссыльные не только женщины легкого поведения, но люди, чем отличаются от других. Роста, фигурой, одеждой, поведением. Непохожие на самодовольное большинство, от которого каторжницы и холостяк отправляются на бумаге лодки.

См. также:Подарок от скульпторов Гумилевских передан Владимиру Спивакову

Разорван, в то время оперная история Манон, сложный, как и в романе, от имени де Грие, включает в себя временные промежутки между действиями. Например, после встречи героев и эпизод в доме богатого любовника, к которому ушла Манон, отсутствие изображение счастья в Париже. О ней только с горечью вспоминают.

Шапиро нашел выход для тех, кто романа не читал: когда меняют декорации (или во время оркестровых интермеццо) на черном занавесе появляются бродячие линии мужской исповеди: что в этой истории происходит «за кулисами».

Но программа не единственная причина приема. Почему это на самом деле нужно будет, конечно, только на последнем фото, в пустыне. Когда пока не известно, стихи последнего прощания, вторящие словам дуэта смерти, начинают хаотично подходить друг к другу, пестреть восклицательными знаками и течь, как кровь, под капли нахлынувших слез.

Дирижер Ядер Биньямини (Италия) много работал с Нетребко, она ему доверяет, но на первом спектакле оркестр под управлением молодого итальянца не раз не соглашался с хором, особенно на первом этапе, и хор (которого, видимо, из попыток, Биньямини не раз просил петь потише) в дополнение еще и не было слышно. Иногда казалось, что оркестр, без дирижера, задает себе музыкальные задачи. Стоит отметить, оркестровые соло: скрипка Михаила Цинмана, виолончель Бориса Лифановского и alt Владимира Весна.

Брат Манон, непутевый Леско (Эльчин Азизов) и ее «папа», пряный Жеронт (Александр Науменко) спели без страха и упрека.

Расхваливать голос Анны Нетребко смысла не имеет: в мировые звезды просто не попадают. Стоячая овация публики после спектакля тоже красноречива. Его партнер, быть может, я не так гладко, в голосе проскальзывали неровности, но в середине спектакля кавалер де Грие распелся, и, несмотря на трудности акустики (на открытой в глубь сцены, звук не «возвращается»), оба, и Нетребко и Эйвазов, звучали прекрасно.

Эйвазов при этом пел чистой «итальянщину» – со страстью, с открытой эмоцией. Что свойственно, наложенные на концептуальную, вообще, режиссуру. Нетребко больше, чем ее партнер, подыгрывала режиссерской метафорам. А в финале, когда и Шапиро, и персонажи – люди отказались от концепции и ушли в трагический психологии, от дуэта умирающей женщины и скорбящего мужчины защемило сердце.

Финал в пустыне решена режиссером отлично. Пустая черная сцена, надписи пока не известны, сгущающаяся тьма. Два смертельно уставших человека в черном. Де Грие, у которого произошел конец света. И Манон, которая думала, что нельзя быть мягким, когда нет хлеба. Теперь ее до дна открылась сложность жизни.

Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко. Фото – Дамир Юсупов

Нетребко даже в момент смерти, строит магию чувственности, а ее голос заходился жалобный плач. Где эта Манон девалось все, подвижная и мещанское? Отлетело, как шелуха. Певица доказала исчезновение героини для зрителей катарсис. И не без оснований Эйвазов сказал, что его партия – экзамен на выносливость и физическое выживание на сцене. Нет, они не пали на лицо, не плакал, на руках от себя, просто стоял на краю сцены и посмотрел в зал. А зал плакал.

Майя Крылова, «Получателем»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ