Одной из самых важных новостей недели пришла из Новосибирска: есть директор крупнейшего и одного из самых известных театров в России — Новосибирский академический театр оперы и балета ─ Борис Мездрич, директор недавняя премьера «Тангейзера» ─ Тимофей Кулябин получили уведомление о том, что в их действиях были обнаружены признаки преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 5.26 Кодекса РОССИЙСКОЙ федерации об административных правонарушениях.
Это хорошо, может быть, не самый страшный, или коррекция работы до 120 часов. Любопытно, что признаки преступления были обнаружены после проверки прокуратуры, которая интересовалась не конкретный спектакль, а больше-правовые документы театр.
В разговоре с корреспондентом «НГ» Борис Мездрич потом сказал, что позже повторил во время онлайн-конференции, он выразил истинное недоумение, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился не в театре, а сразу к местным властям с призывом запретить оперу, поставленную Тимофеем Кулябиным «унижение чувств верующих людей, оскорбления Православной церкви и разжигание религиозной вражды».
Кстати, упомянутая статья предусматривает ответственность за УМЫШЛЕННОЕ оскорбление среди других вещей и предметов культа. Конечно, и директор, и режиссер от таких обвинений открещиваются, говоря, что ничего подобного, конечно, не имел в виду.
Но еще более важно, на что он обращает внимание директор театра:
«Уважаемый митрополит не видел тот же спектакль. А спектакль — это художественный продукт, который вы должны увидеть. Я думаю, что некоторые представители, которые подписали, также не все видели спектакль. И это один из ключевых моментов»,
— продолжает директор театра.
По словам Мездрича, они с митрополитом знакомы, прежде чем они были в хороших отношениях, он был от него подарок — значок и благодарственное письмо о сотрудничестве, так что ни он, ни кто-либо другой в театре
«совершенно не было и нет настроения кого-то оскорблять. Если после просмотра спектакля возникает ситуация, может быть так тихо говорить. Теперь мы готовы для диалога, я говорю это на все общество»,
— сказал Мездрич. Уточнив еще одна важная «мелочь»: после премьеры спектакля, состоявшейся в декабре 2014 г., театр не получил ни одного письма от зрителей, которые возмутила или задела постановка Кулябина.
Любопытно, что в письме митрополита Тихона появилась на свет вскоре после того, как прошла в Москве архиерейского совещания, на котором патриарх Кирилл особо остановился в своем часовом выступлении на отношение к современному искусству, отметил, что священники «должны очень много знать, читать не только святоотеческую литературу».
И если священники «порт навык, лень или интерес, не, что это плохо», они превращаются в требоисправителя. Священники, по мысли патриарха, «мы должны понять, как через различные формы культуры знает современного человека со всеми его недостатками… Но для этого надо быть культурным человеком», то есть созерцать живопись, ходить в музеи и т.д.
Тем не менее, в один из последних подобных случаев широкая общественность протестовала против оперы «Сон в летнюю ночь», еще до того, как премьера состоялась в Музыкальном театре им. Станиславского и немировича-данченко.
Да и что говорить — 120 часов исправительных работ, конечно, не страшно, потому что ранее за подобную ересь, настоящая или просто выдуманную, может и отрубить голову, и на костре сжечь.
Григорий Заславский, независимая газета
Об авторе