Театр оперы и бюджета

Автор:Аида Воробьёвa

Театр оперы и бюджета

Бюджет Большого театра настолько велик, что ему посвящена отдельная статья федерального бюджета. Фото Дмитрий Духанин

События вокруг пострадавшего за «Тангейзер» Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, сначала воспринимались как фарс, теперь — как драма. Театральные деятели обеспокоены тем, что для защиты «традиционных ценностей» исполнитель роли представит финансовые цензуру.

Бассейн сезон

На прошлой неделе новый директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Владимир Кехман развлекали публику комментариями по поводу расследования мошенничества, связанного с фруктовой компанией JFC. На этой неделе тема вновь стала судьба театра. Его закрывают на ремонт, — неожиданно, в середине сезона.

На прошлой неделе Владимир Кехман сказал, что нашел генерального партнера, который готов потратить 150 млн рублей на ремонт зала, оперных репетиционных классов и гримерок, восстановление холле, реконструкцию буфета и столовой для художников. Учитывая, что десять лет назад Новосибирский театр пережил капитальный ремонт, который стоил более 1,5 млрд рублей бюджетных средств, до конца сезона, с новым ремонтом, наверное, можно было подождать.

Сроки работ еще не определены, но майские спектакли в НГАТОиБ уже точно не пройдут (коллектива театра обещанные отпускные и премии). Среди пустых постановок — опера «Князь Игорь» в постановке Тимофея Кулябина. Это его «Тангейзер» раскрутил цепь событий, который привел к отставке прежнего директора театра Бориса Мездрича, руководившего им с 2011 года (а ранее — в 2001-2008 годах), с назначением одиозного «бананового короля».

Премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» прошла в декабре прошлого года. В январе митрополит Новосибирский и Бердский Тихон пожаловался на спектакль в прокуратуру. Он сам в театре не был, но ему кто-то сказал о «украшения с изображением распятого Христа на фоне обнаженной женщины». Кулябин перенес действие оперы из Средневековья в современность, и Тангейзер у него не рыцарь, а режиссер, который снимает фильм по мотивам оперы Вагнера — о бурной молодости Спасителя. «Украшение», на которую пожаловался священник, плакат для этого фильма (на сцене присутствовал только пол минуты).

Плакат с выставки была удалена, однако прокуратура все равно возбудила в отношении Кулябина и Мездрича административные дела. 10 марта мировой суд прекратил в связи с отсутствием события правонарушения, однако, митрополит Тихон и его соратники продолжали борьбу. В ФСБ, Следственном комитете и генеральной прокуратуре им не помогли, но в конфликт вмешалось Министерство культуры.

Новосибирский театр оперы и балета — один из трех государственных театров, находящихся в подчинении Минкульта, но при этом не в Москве или Санкт-Петербурге. Остальные два — Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета и Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле (Борис Мездрич руководил последний в 2008-2010 гг., прежде чем он вернулся к НГАТОиБ).

29 марта после проведения публичных консультаций, исполнитель роли сказал в отставку Мездрича «за невыполнение указаний основателя», которые, как позже заявил министр культуры Владимир Специалист, свести до трех основных предположений:

«Во — первых, следует переводить такие спектакли. Это не экспериментальная сцена, театр. Во — вторых, попросили ввести интеллектуальные изменения в декорации, в те элементы, которые считаются наиболее провокативными и вызывают раздражение. И, в — третьих, извиниться».

В этом же интервью министр сообщил, что некоторые противники постановки хотели больше:

«Выразил претензии в министерство культуры — почему постановка полностью финансируется государством, требовали изъять эти деньги из бюджета театра в назидание другим».

В интервью журналу «Деньги» Борис Мездрич, однако, сказал, что с идеологической плоскости финансовой спор в личной беседе с ним, перевел сам министр, пригрозивший уменьшить субсидии театра в следующем сезоне на сумму, на которую ваш стоил «Тангейзер». Бюджет постановки неизвестное — это объект, инициированной министерством финансового контроля. Владимир Специалист говорит, что театр не был в состоянии представить необходимые документы и что

«сумма плавает от 12 до 35 млн. грн.».

Борис Мездрич утверждает, что все документы министерства, однако, отказывается назвать сумму до того, как чиновники поделятся своей версией.

«Мой уход во всей этой истории — мелочь. Я выиграл суд, получил поддержку со стороны огромного количества разных людей и плакать я не собираюсь. Но качнули очень серьезная проблема. Если определенного круга лиц, не понравился спектакль, нам обещают сократить бюджетную часть финансирования. Финансовая цензура в чистом виде»,

— говорит собеседник «Денег».

Росгостеатр

«Если государство тратит на постановку спектакля 30 млн. грн., это может узнать оценку зрителей и претензии руководства в случае, когда значительное количество отзывы будут отрицательные»,

— недавно заявила Ирина Тарасова, директор департамента поддержки искусства и народного творчества Минкульта. Именно этот департамент выделяет театры субсидии, и, говоря о создании «финансовой цензуры», Борис Мездрич имеет в виду, что такой подход будет системным.

В поддержку такого подхода выступили и другие должностные лица, в том числе и из администрации президента.

«Государство, которое через бюджетные субсидии, через различные гранты тратятся государственные деньги на производство кинематографической продукции, на постановки в театрах и так далее, имеет право ожидать от творческих коллективов текущие производств»,

— сказал, например, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Бюджет большинства государственных театров (и частных в России практически нет), на 70% составляют бюджетные средства. С 2012 года входят в сферу ответственности министерства культуры, федеральных агентств переведенные на финансирование через субсидии. Основанием для их получения, — выполнение государственного задания, который включает в себя установление определенного количества спектаклей (в том числе премьер-министра), привлечение в театр определенное количество зрителей и другие параметры.

В 2012 году театр получил около 8 млрд рублей. почти 37 млрд рублей, предназначенных для «обеспечения деятельности федеральных учреждений». Общий бюджет министерства тогда составил около 90 млрд руб. В Минкульте «Деньги» сообщил, что в 2014 году, при общем бюджете в 95 млрд грн на дотации театров было потрачено 11,6 млрд рублей На этот год выделено до 10,6 млрд рублей, но в течение года сумма будет увеличена.

Крупнейший получатель грантов — Государственный академический Большой театр, которому даже посвящена отдельная строка федерального бюджета. В 2014 году расходы составили 4,59 млрд В этом году ГАБТу следует отметить 4,44 млрд рублей В 2016 и 2017 году — 4,41 млрд 3,89 миллиарда рублей, соответственно. В 2015 году Большой, кроме того, получил президентский грант в 375 миллионов рублей.

Другие финансовые показатели, Большой театр не раскрывает, однако, в последнее время генеральный директор ГАБТа Владимир Урин сказал, что доход от продажи билетов составляет примерно 25% бюджета его учреждения.

Другие гостеатры работают с гораздо меньшими суммами. Например, Российского академического молодежного театра гранты в 2015 году. составит более 100 млн рублей: на показ спектаклей (в том числе и во время выступлений) РАМТ получит 60 миллионов рублей, более 40 млн рублей на создание новых производств, еще около 500 тысяч. рублей — на организацию фестивалей, выставок и конференций.

Помимо субсидий на реализацию задач государственных театров получают специальные субсидии, которые, однако, могут тратить только на зарплаты творческих коллективов. В прошлом году правительство на это выделено около 2,2 миллиарда рублей. В списке крупнейших получателей грантов — Новосибирский театр оперы и балета (164,8 млн. руб.) и Михайловский театр в санкт-Петербурге (138,8 млн. руб.), прежнее и новое место работы нынешнего директора НГАТОиБ Владимира Кехмана.

Еще одна статья — гранты, благодаря которым полностью или частично финансируются включения или фестивали. Например, Новосибирский театр оперы и балета в 2014 году получили из государственного бюджета 2 млн. рублей на балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» (общая стоимость постановки — почти 40 млн. руб.). Аналогичный грант был использован и в работе над «Тангейзером». Обслуживание бывает и более обильные. В 2013 году тот же НГАТОиБ получил из бюджета Новосибирской области 40 млн рублей на производство балета «щелкунчик» (общий бюджет постановки — 65 млн руб.).

Гостеатры, находящиеся под опекой региональных властей, финансируются таким же образом.

«Существует система отчетности, выраженной в государственном задании. Департамент культуры Москвы выделяет нам около 32 млн. грн. в год. в частности, 2 млн. рублей на новые постановки. По состоянию на ордер, мы должны сделать две премьеры. Кроме того, определяет количество зрителей, которых мы должны привлечь. В нашем случае — 23 тыс. человек. План всегда перевыполняем»,

— говорит Иван Вырыпаев, художественный руководитель театра «Практика» (учредитель — правительство Москвы).

«Удар очень точно»

«25 лет назад страна изменилась, однако система отношений государства и культуры, долго оставалась советской. При этом было ясно, что содержимое 700 театров государства не потянуть, а в 2000-х начались определенные позитивные изменения. Правительство пытается убежать от дотационных форм для проектирования, большое количество грантов, и театров, особенно провинциальных, «задышали». Но либерализация нулевых закончилась, а самого главного мы сделать не успели — госмонополия на театральную деятельность и не уничтожена»,

— говорит Павел Руднев, театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова по спецпроектам.

Любимый аргумент критиков «Тангейзера» — их оскорбили счет. Говорят, что если бы постановка шла в частном театре, претензий бы не было. Выезд московского «Театра.doc» из помещения, которое он занимал более десяти лет, заставляет в этом сомневаться. Впрочем, частных театров, подобных «Театру.doc» или екатеринбургскому «Коляда-Театра», немного.

Павел Руднев жалуется на то, что в России, в отличие от США или Европы, нет налоговых или других преференций для меценатов (щедрых спонсоров есть только у основных сцен, таких, как Большой, «Ленком» или «Современник»), что сами частные учреждения культуры также не получают поддержки в виде дешевой аренды или сниженных коммунальных услуг.

Борис Мездрич было бы приятно работать в другой системе и с увлечением рассказывает, как можно было бы ее настроить. Во-первых, нужно создать условия, чтобы привлечь спонсоров, во-вторых, изменить критерии предоставления субсидий, их размер может быть определен понятные критерии эффективности такой цене, чтобы привлечь зрителя.

Владимир Специалист, кстати, утверждает, что министерство работает в этом направлении. Впрочем, в новой театральной реальности, наступление которой собеседники «Денег» не исключают, что на первый план могут выйти другие темы.

«Пытается убедить нас, что логика министерства — «мы вам даем деньги, и поэтому мы можем спросить» — правильно. Это очень опасная идея. Ты ничего не можешь! У вас есть для этого критерии. Понятия морали и нравственности очень относительное. Государство должно тратить деньги налогоплательщиков, в том числе и на том, чтобы художники критиковали это государство. Конечно, театр должен работать в соответствии с законом, но суд не имеет претензий к «Тангейзеру», суд пришел к выводу, что никто никого не оскорблял»,

— говорит Иван Вырыпаев.

На вопрос, изменилось ли что-то в работе с министерством культуры в Москве, Вырыпаев говорит, что

«никакой цензуры у нас до сих пор не было темы заранее нам никто не спускает».

Впрочем, с Александром Кибовским, преемником Сергея Капкова, пока не знаю. Судя по тому, что сейчас происходит с одним из самых интересных проектов Капкова — «Гоголь-центр» (новый начальник московской культуры обнаружил там нарушения или 60, или 80 млн руб.), поводов для оптимизма немного.

В смежной области кино, критерии, о которых говорит художественный руководитель «Практики», уже введены. Львиная доля финансирования достается фильмов, которые государство сочтет полезным. Так, в этом году минкульт хочет увидеть фильмы, посвященные, в частности, «в Крыму и на Украине в тысячелетней истории российского государства», «военная слава России», «современным героям в борьбе с преступностью», а также «семейные ценности как основа общества».

«Удар для театра была создана очень тщательно. Opera — это самый закрыты жанр: если известных драматических критиков в России тридцать человек, оперных — пять. Спектакль вообще мало кто видел, ведь его успели показать только четыре раза. Кроме того, местные театры чаще, чем московские. Если бы такой же «Тангейзер» был сделан в Большом театре и вокруг него вспыхнул конфликт, сопротивление будет сильнее»,

— говорит Павел Руднев.

В этом свете появление в Новосибирске Владимира Кехмана выглядит довольно симптоматичным. В отличие от Бориса Мездрича, который обижается, когда его называют чиновником, Кехман связано с тем, что

«это все принадлежит государству, это имеет право и тратит деньги государства, а мы, прежде всего, как работники должны принимать во внимание интересы государства».

Олег Хохлов, Коммерсантъ Деньги

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ