С создателем интернет-канала классической музыки Medici.tv Эрве Буасьером композитор Алена Ганчикова беседует о перспективах классики в интернете.
Иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Вы не можете противостоять интернету, его тотальной революции. Уже сейчас против него ничего не можете сделать. Вы должны участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
Парадокс заключается в том, что элитарная классическая музыка выводится на широкую интернет-аудиторию в ситуации, когда распался известна на рынке производства партитуры и компакт-дисков, с которого музыканты получили права зачета.
Еще недавно царила оргия правовой (или, скорее, анти-правовой) из-за отсутствия контроля пиратства и обмена файлами, теперь она только начала структурироваться новая форма подачи материала, изначально заточенная под интернет.
В данном случае это трансляции концертов в реальном времени с нескольких камер и с качественным звуком. Так, в париже, в зале Плейель, такие камеры, встроенные в панели по периметру сцены. Исполнителя они не мешают, но можно слушать концерт, сидя на острове Тамбукту под пальмой.
Потом записи висят некоторое время в открытом доступе, позже перейдя на платный архив.
Парадокс заключается в том, что Эрве, с которым разговаривает композитор Алена Ганчикова, не имеет (в том числе музыкального) образования, кроме школьного, и он поклонник классической музыки, который сделал ее продвижение делом своей жизни.
— Эрве, правда, что вы были одним из основателей культовой альтернативной студии «Наив», мы создали «Медичи ТВ»?
— Правда. Да, я принимал участие в этом приключении с 1998 года по 2007 год, почти десять лет.
— А в чем была идея лейбла?
— В том, чтобы быть независимыми и отличаться от остальных и, что самое главное, найти разноформатную модель работы, содержащихся не только в дисках, но и в других формах.
Мы хотели расширить влияние на развитие карьеры художников, не ограничивается только аудиозаписях; разработка, вся концепция имиджа артистов; организовывать гастрольные турне, издание партитур и книг; мультимедийные проекты.
Потом я понял, что нужно идти вперед в направлении интернет и создать настоящий телевизионный интернет-канал, а стал «Медичи».
И я считаю, что именно эта сфера, которая является наиболее открытой и гибкой, по сравнению с остальными. В первую очередь, тем, что позволяет сочетать прямые трансляции спектаклей с архивами.
У нас огромный каталог архивных записей, доступных на нашей платформе. Кроме того, эта форма позволяет работать с изображением в различных форматах, играя с количеством камер и экранов.
Чем дальше развиваются телефоны и планшеты, тем больше различных форм передачи, мы можем создать и предложить пользователям.
В наши дни технический прогресс позволяет нам предлагать профессиональные классическом музыканты и любители музыки, новые формы подачи классических концертов.
— Что вы можете сказать на тему кризиса продажи обычных компакт-дисков и нарушение авторских прав? Вы считаете, что нет смысла сопротивляться технического прогресса?
— Я полностью с вами согласен: я считаю, иллюзорно и утопично противостоять наступлению технического прогресса. Вы не можете противостоять интернету, который сам по себе — тотальная революция.
Теперь уже против него ничего не можете сделать. Вы должны участвовать в этом движении, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
Но при этом нужно очень осторожно подходить к защите своих авторских прав и потока информации в интернете. Именно мы придаем очень большое значение для защиты файлов от пиратирования и искажения.
Интернет нужно использовать творчески и на максимум и не отстать от услуг, которые им достижений.
Достаточно посмотреть на то, как уже очень маленькие дети прекрасно пользуются интернетом на компьютерах, телефонах и планшетах, чтобы понять, что прогресс в этом направлении является необратимым.
— Что теперь станет с традиционным музыкальным рынком?
— Средства массовой информации, сами по себе они на втором месте. Главное — контакт музыкантов с аудиторией. Сми постоянно развиваются с момента изобретения первых граммофонных дисков. То же самое мы наблюдаем и во всех других видов искусства.
В первый момент в доме записей, которые очень консервативны, этого круга интернет и заблудился. Они слишком поздно и хаотично отреагировали. Но есть такие ситуации, которые революции. Постепенно мы поняли, какая реакция должна быть правильной.
— Что?
— Прежде всего, терпения, потому, что в этой профессии есть большая разница между небольшой группой новаторов и общества в целом.
Во-вторых, кажется, что все опросы сейчас-это высокое качество стерео, айпады и другие гаджеты. Владение дорогими устройствами, по-прежнему остается привилегией, не всегда доступны.
Есть еще огромное количество населения в России, или в Китае, например, у которых пока нет, но скоро будет. В тот день, когда телевидение, компьютеры и мобильные сливаются в единое целое, что еще не произошло, но мы на правильном пути к тому, что у нас действительно широкий охват аудитории.
Пока что нужно особое внимание обратить на качество продукции, и в этом смысле не идти на компромиссы и оставаться верным своей ведущей идеи.
Это то, что мы делаем в «Медичи». Наша компания пока не приносит прибыли, но мы работаем со спонсорами и инвесторами, и с нетерпением ждем результат.
— Как и о том, что люди привыкли, найти совершенно бесплатно любой фильм в социальных сетях, на Ю-тьюбе? Сейчас, потому что в интернете все доступно и бесплатно. Как Можно рассчитывать в такой ситуации сделать прибыльный бизнес?
— Если речь идет о культурных, бесплатные фильмы, которыми заполонен интернет, могут играть две роли: или быстро, чтобы дать минимум информации, или знакомство широкой аудитории с каким-то явлением, о котором ей до этого момента ничего не было известно.
А дальше наступает следующий этап: после первого контакта, поскольку искусство пробуждает чувства и эмоции, человек, вдохновленный видео -, классической музыки, будет становиться все более требовательным к качеству.
На Ю-тьюбе качество изображения и звука минимальна. Для того, чтобы слушатель действительно удовольствие от прослушивания высококачественного звука, обратится к нам.
Задача Ю-тьюба — это максимальная дальность. Наше — лучшее качество: видео предназначено для просмотра на большом экране с превосходным качеством звука. Что youtube никогда не достигнет в него залить искаженный сигнал, скопированы и перерезанные файлы. Разница сразу заметна.
Кроме того, мы даем гораздо больше информации, биографии, программы, — все, что только можно собрать. Слушатель откроет для себя работу, а через него — художник, композитор, концертный зал, фестиваль и так далее.
— Что человек, подписавшийся на ваш канал и заплативший деньги, получает взамен?
— Он найдет самый полный каталог классической музыки, 650 программ, концертов высокого качества — концерты, оперы, балеты. Пока абонированы за десять долларов в месяц, у вас есть доступ ко всем видео в любых количествах.
— Откуда их взять?
— Мы заключаем контракты с производителями и каналами на вещание и постоянно снимаем сами.
— Откуда взялось ваше увлечение классической музыкой?
— Я вырос в маленькой деревне, где не было ни зала, ни библиотеки, услышал по радио классическую музыку, и меня немного понесло.
— Ты делаешь «Медичи-ТВ», чтобы какой-то парень в далекой деревне, я увидел в интернете концерт симфонической музыки и понести?
— (смех) я Никогда не думал об этом, но оказывается, что это правда.
— Вы интересуетесь статистикой своих слушателей: возраст, география, социальная принадлежность?
— Да, конечно. Но этот вопросник не является обязательным для заполнения. Но мы провели опрос, и я 100000 ответ. Средний возраст 46 лет, хотя в концертных залах публика гораздо старше.
Парадокс в том, что подавляющее большинство наших зрителей — мужчины. Для нас этот результат неожиданный. Все остальное было ожидать: это любители музыки, регулярно покупают билеты на концерты и диски, читайте музыкальную прессу.
— Сколько новых слушателей записывается?
— В среднем 5000 в неделю. Этот проект стартовал как экспериментальный, никто в него не верил, все говорили, что классическая музыка в интернете — фигня какая-то идея.
Прежде всего, нам необходимо было убедить мир в высокое качество этих фильмов, которые мы будем транслировать. И первые, кому понравилось качество, были в первую очередь музыкантами.
Это важно, потому что проект, в первую очередь, нуждается в поддержке музыкантов, художников. Без них мы не можем существовать.
— Какова логика выбора объектов? Ты идешь за мероприятиями или с художниками?
— В первую очередь, с художниками. Но фестивали — это тоже важно. Интересно выполнить Рене Флеминг в окружении Зальцбургского фестиваля, чем на рядовом концерте.
Мы говорили о фестивале в Вербье. Для меня было важно, чтобы создать партнерскую программу с этим фестивалем, чтобы записывать тех звезд, которые к себе приглашают.
— А какая разница между тобой и канале Arte, например?
— В том, что мы работаем только на интернет: мы делаем прямые трансляции концертов, какое-то время эти записи можно бесплатно послушать на сайте, а затем идут в архив, и доступ к ним имеют абоненты канала.
В мире очень мало телевизионных каналов, качественно записывающих классическую музыку. В России, например, есть канал «Культура», и мы с ними много работаем.
Например, недавно в театре Станиславского записали Пласидо Доминго. Нас мало, и мы должны с ними конкурировать, а находить формы сотрудничества.
— А каким образом вы сотрудничаете?
— Существует очень много различных форм и моделей. Например, здесь, на фестивале в Аннеси, то мы полностью снимаем, поэтому мы наняли камеры с операторами и всей аппаратурой, иногда снимаем вместе с кем-то, а иногда просто покупаем права на трансляцию уже кем-то записанного и смонтированного материала. Все зависит от случая.
— Теоретически могли бы выкупить права на трансляцию концертов, записанных советским телевидением во времена Мравинского, Рихтера и Ростроповича?
— Да, конечно. Я абсолютно убежден, что искусство спасет мир. Мир спасут художники и творцы, а не политики. Держат цивилизации от падения в хаос. Во всех испытаниях и войнах, людям необходима эта отдушина.
— Что вы в последнее время назад и что собираешься делать в ближайшее время?
— Они начали это лето в Жеронии, в Испании, потом был фестиваль в Сен-Дени, вблизи Парижа, потом фестивали в Вербье, Зальцбурге и теперь в Анси.
— Если представить себе, через три года, то какой результат вы себе планируете?
— Стать платформой, на которой все художники хотят быть представлены. По аналогии с политиками, которые если уже хотят обратиться к народу, CNN, первый национальный канал, потому что знает, что будут услышаны большой аудиторией, я хочу, чтобы художники хотели быть представлены имнно каналом «Медичи», потому что таким образом его услышит весь мир.
Я думаю, что мечта каждого художника — это затронуть как можно более широкую аудиторию, особенно совершенно новый, со свежестью и свободой восприятия, которая в первый раз испытать чувства, эмоции и переживания, передаются классической музыкой. Если «Медичи» превратится в такой канал, то я буду горд и счастлив.
— Что вы планируете на начало сезона?
— Мы будем стрелять с пятого на одиннадцатое сентября концерт в церкви Святой Троицы в Нью-Йорке, рядом разрушенные башни, где будут звучать реквиемы разных композиторов в исполнении некольких хоров.
Там была удивительная ситуация, когда огромное дерево приняло на себя удар обломков и защитить от разрушения витражи церкви. В Нью-йорке-это символическое место. Транслировать мы будем, начиная с девятого сентября. Потом мы открываем сезон в зрительном зале Оперного театра, потом в зале Плейель.
— Очень важно, чтобы сказать публично, что даже живя в центре мира, на все концерты не поспеешь…
— Да, верно. Например, в апреле первый раз сделали трансляцию мировой премьеры оперы в Пекине. Там было очень трудно вести переговоры и быть организованы, но нам удалось. Мы делаем девяносто передачи в год.
Алена Ганчикова, «Частный корреспондент»
Об авторе