Так, руководитель санкт-петербургского Михайловского театра Владимир Кехман, он отправился в Новосибирск реформировать тамошний театр, который за четыре месяца столько объявлений, сколько у него, наверное, не было за все время существования.
Это правда, реклама это связано не с эстетическими достижениями театра, а с яростным спором в обществе, о допустимом в искусстве, которая вызвала постановка оперы Вагнера «Тангейзер» молодым режиссером, Потому что.
Позвольте мне не называть его фамилию: я не хочу свое имя бросать в печи урагана pr этого самого «творца» свободного «художника», который, на мой взгляд, ни создатель, ни художником не является. Создатель был Вагнер. Это объясняется оркестра, певцы и дирижер. Режиссер в опере — помощник интерпретаторов, проводник творца. Создавать собственное дело, не может, не имеет художественных средств, он не создает свой мир, а пользуется чужой: может только помочь ему воплотить или остановить. Так что говорить о свободе художника не имеет предмета, не художника.
Ни сторонники, ни противники новосибирского «Тангейзера» в подавляющем большинстве не видели новосибирского спектакля, что не мешает защитников оскорблять оппонентов, — говорят они, «тупое быдло, вы спектакля не видели, а только что сказал». Да и спектакля не видели, а вякаете. Почему всех нас, налогоплательщиков, и не повякать?
Даже из описания спектакля, и те отрывки, что показывали по ТВ, было очевидно (и так никто этого не отрицал) — перед нами агрессивная режиссер хорошо известен многим зрителям». Агрессивная режиссер, как опухоли, могут быть доброкачественными и злокачественными. Выгодное можно при умственных усилий, как что-то вырезать и попробовать насладиться пением и музыкой. Плохого уже не сократить никак. Сцена в «гроте Венеры», представлен как съемка фильма о неизвестных годы пребывания Спасителя (по замыслу постановщика с помощью агентуры Венера очень весело проводил время, не описанные в канонических Евангелиях), относится к управлению вредоносный. Она показывает очень легкое отношение режиссера, Потому что до христианских ценностей, которые присобачено к опере Вагнера без последовательной художественной цели.
Я понимаю, что за цаца для современных режиссеров этот Вагнер, давно не дрожат ни до Пушкина, ни до Чайковским, ни перед кем вообще из «первых людей», за использование которых они получают зарплату. Вроде бы загадка: почему бы не составить свое искусство, свою оперу (или друзей по соцсетям спросить, это проще простого) и правильно отжигать на сцене и все. Да вот проблема — зритель пойдет на Пушкина, Чайковского, Шекспира, Вагнера, и т. д. и трудно заманить его на спектакль или оперу без этикетки с гарантированной именем классика. Так, что должен возиться с незнакомыми (а часто и чужие) произведения, пытаясь выразить через них свое «мировоззрение».
Но что это за философия? Что в нем ценного? Что нам сказал режиссер К. С. или К. Б. или T. K. — о любви, смерти Создателя, родине, истории человечества такого нового, вдохновенного, личной, страстно опыта? Или, например, где и когда поделился собственным чувством красоты? Свои поиски веры, сомнениями, разочарованиями, результаты и потери? Я может чего-то не знаю, но я видела, сталкиваясь с агрессивной злокачественной режиссурой, в большей части эпатажные шутовские корчи. Видно, что людям, что это отвратительно, что это их «плющит», утомляет и раздражает — а в крайних», почему это «первые люди», все эти Пушкины, Чайковские и Вагнеры. Сейчас пришел к образу Спасителя.
Могу предположить, что реакция православных активистов Новосибирска чрезмерна, а возбуждение уголовного дела в отношении оперной постановке и в целом странная вещь. Но, когда человек самонадеянно использует образ Спасителя, что он ничего подобного, ни капли не напоминает, что это за картина, кто и как к нему обращался в искусстве, что он значил и значит для великого множества людей? Достоевский там заявили, что, если ему математически доказать, что истина вне Христа, он останется со Христом, а не с истиной. А наш так просто и легко перетащите это изображение в своих режиссероподобные трюки и уловки. Потому что свобода. Но свободный человек идет и делает то, что хочет, да, да, это я хочу спросить агрессивных режиссеров — ваши жалкие безвкусные трюки и уловки, твоя жалкая бравада, ваши шутовские эпатажи — это все, что вы хотите? Тебе свобода нужна для этого?
Опять из Достоевского. Степан Трофимович в «Бесах» спрашивает у своего сына: «Петруша, если ты такой, какой он есть, вместо Христа людям предложить хотите?» И агрессивную режиссуру можно спросить — вы хотите предложить вместо истинных творцов, но на каком основании? Вы не пишете книг, не петь, не рисовать, не владеют музыкальными инструментами, не играете на сцене, только придумываешь трюки и уловки, используя плоды чужого творчества. Или не имеет смысла вести себя немного скромнее?
Между тем, все кнопки общественного возбуждения надавлены и режиссер, Потому что уже стал символом «свободы искусства». Московские театральные генералов, воюющих приглашают его в столичные театры, и, боюсь, что теперь от этого, Потому что долго не отделаемся. Скорее всего, он заматерел в сознании собственной правоты и теперь сделает все так, что даже опусы режиссера К. Б., кажется, робкий и наивный эскизами. Все, прощай, K. B., уже не на медаль. Слабые теракт был, не состоится до истинной храбрости. Никто даже не пописал у него на сцене… Уже Потому, что проповедуют лидером поколения, правда, не спрашивая у поколения, хочет ли оно такого лидера. Позор для талантливых людей искусства, которые очень много работают и не получают достойную их участия в работе общественного внимания, в то время как пустые бочки гремят снова и снова.
А что в результате? А в результате то, что хочет в оперу — и в ближайшее время будет идти некуда. Я представляю себе, что я, например, не критик, а хирург, я делаю каждый день многочасовые операции. Типа профессора Преображенского. Я люблю культуру, я читаю книги, у меня есть время, 5-6 раз в год посетить оперу. Я настоящий просвещенный зритель, который должен помнить каждый здравомыслящий директор театра.
И скажу твердо и определенно — «оставь меня в покое со своими тангейзерами». Со своими дешевыми кричит о свободе искусства, встреча в руки и другими трезвоном. Где в новосибирской истории угнетенные, обиженные, подавленные? Все сытые, здоровые, румяные, с роялти, с пиаром, с дешевой капустой. (Директор был уволен? Ничего, только поторопись чего….) Я хочу слушать оперы Вагнера (Верди, Чайковского, и т. д.), а не для того чтобы определить, где он нашел режиссера, его тревожные гормональные. Делай отдельные спектакли специально для критиков, пусть в пустом зале без разбора пользуются режиссерской агрессии…
В этой истории немного сочувствия у меня вызывает только персонаж Владимира Кехмана, который, по-видимому, находясь в последней степени ярости и отчаяния, он сделал такие заявления в прессе, что даже опытные журналисты ошеломлены. Но человека нужно оценивать не по словам выражений, сказал в гневе, а по делам его — подождем дел, тогда и будем судить.
Татьяна Москвина, «Аргументы недели»
Об авторе