2 апреля в Воткинске состоялось открытие 58-го музыкального фестиваля «На родине Чайковского», организованного при поддержке Главы и Правительства российской федерации. С сольным концертом в Воткинске выступил всемирно известный пианист, народный артист России Денис Мацуев. А на следующий день дал еще один концерт в Ижевске.
Имя Дениса Мацуева приводит в восхищение всех поклонников классической музыки. Этот 39-летний музыкант покорил зрителей не только своей виртуозной техникой игры на фортепиано, но и необычайной энергией. Денис Мацуев родился в семье музыкантов, с четырех лет начал играть на пианино. Когда ему исполнилось 15 лет, в Иркутске, где жил с родителями, приехали руководители Международного фонда «Новые имена». Отцу стоило немалых усилий уговорить сына пойти на концерт отборочный вместо игры в футбол. Денис поразил жюри и был приглашен в Москву учиться в музыкальной школе при Московской консерватории. Вскоре его имя стало известно во многих странах по всему миру. Много гастролирует, выступает с известными оркестрами и дирижерами.
В Удмуртию Денис Мацуев впервые приехал в 1999 году, сразу после победы на международном конкурсе имени Чайковского. К сожалению, после этого он никогда не приходил в дом композитора. И поэтому с большой благодарностью Денис принял приглашение организаторов фестиваля приехать в Удмуртию на юбилейные празднования 175-летия со дня рождения Чайковского.
«Я прекрасно помню, как приехал первый раз в Воткинске, после победы на конкурсе имени Чайковского. И я до сих пор помню атмосферу и аудиторию, которая была здесь в первый мой приезд. Теперь я снова отыграли концерт в Воткинске и получил огромное удовольствие. Особенно меня поразила эта тишина, которая была в зале. Не во всех местах в мире можно встретить такую понимающую тишину. И я понял, что эта аудитория-это дорого.
Конечно, я не мог не зайти в Дом-музей Чайковского и даже поиграл немного на рояле, который стоит в этом доме более 170 лет. Это большое счастье для меня — сыграть Чайковского на его родине. Конечно, Чайковский — это наше наследие, наш бриллиант, наша гордость. Каждый день его музыка звучит почти во всех странах мира. Я люблю играть музыку нашего великого русского гения, в том числе «времена года». Это мой любимый цикл, несмотря на то, что является одним из самых сложных. Но я его играю по всему миру»,
— говорит Денис Мацуев.
— Как это случилось, что именно вы выбрали фортепиано Steinway& Sons для Удмуртии?
— Я подсчитал, что в течение последних двух лет по просьбе глав регионов и меценатов помог в выборе около 50 таких роялей. И для меня это большая гордость. Мы все прекрасно помним, на каких инструментах мы должны были играть в 90-х годах. А недавно возникло какое-то «рояльное движение». И покупка рояля Steinway — это какая-то планка культурного уровня региона. Например, две недели назад я был в Оренбурге, где руководитель Юрий Берг за последние полгода я купил 9 новых роялей. Причем их установили даже в районных центрах. И я хочу, чтобы это «рояльное движение» продолжалось дальше. Но есть одна вещь, купить пианино, а другое — его содержать. В каких условиях будет он, как с ним работать — тоже очень важно.
— Каким образом обычные люди, подальше от музыки, научиться понимать классику?
— Я прикладываю большие усилия, чтобы новая аудитория оказалась не только на мои концерты, но и вообще на концерты классической музыки. Я считаю, что ходить на этот концерт имеет лечебное действие, тем более в наше очень неспокойное время, когда новости идет одно напряжение, аудиторию держит в постоянном стрессе. А концерт классической музыки лечит, одухотворяет и очищает. На мои концерты в Японии много лет привозят гостей с ограниченными физическими возможностями. Я разговаривал с японских врачей, а они говорят, что после моих концертов больным становится значительно легче. Если меня приглашают выступить, я не всегда соглашаюсь. Я могу лететь 14 часов, приземлиться, за полчаса и выбежать на сцену.
Бывает, что у меня болезненное состояние, температура, это очень опасно, но сцена лечит. Она лечит всех, кто находится в зале, и тех, кто на сцене. С чего начать слушать классическую музыку? Вам обязательно нужно увлекать аудиторию. Но поход на концерт классической музыки — это не развлечение, а работа. Это не экшн, когда я съел попкорн и выбросил. У вас должно быть что-то внутри. Конечно, нужно начать с популярной классической музыки — Первый концерт Чайковского, концерты Рахманинова, Моцарта, симфонии Бетховена. Но для этого нужно что-то почитать, посмотреть и послушать записи. Хотя ни одна запись не дает такого чувства, которое наступает, когда вы слушаете «живую» музыку в зале.
— Как вы относитесь к «виртуальным» концертному залу?
— Это абсолютный прорыв в классической музыке, потому, что человек, будучи в маленьком городке, где нет Wi-Fi, можно нажать и посмотреть в прямом эфире концерты из Московской консерватории или с New York philharmonic. Это здорово! В то время, не вылезал из Интернета в ночное время, да и сейчас тоже. Конечно, в социальных сетях есть много плохого, но имеют уникальную возможность быстро узнать любую информацию. А если мы говорим о человеческих отношениях, то я предпочитаю что-то сказать в лицо человеку, глядя в глаза. Иногда даже я по старинке писать письма и положил их в почтовый ящик, а потом жду ответа. И книга должна быть книгой, чтобы просмотреть страницы.
— Это устоявшийся стереотип о мечтах. Актеры мечтают сыграть Гамлета, оперные певицы — петь Кармен, скрипачи — играть на скрипке Страдивари. А какая мечта у вас?
— Я хочу остаться на сцене на долгое время. Это главное, без этого невозможно. Большое счастье, когда ты выходишь на сцену и ты встречаешься со своей аудиторией. Для таких моментов я готов не спать, летать каждый день. А что касается репертуара, то у меня огромные планы: новые концерты Брамса, Прокофьева, Шопена, Шумана, камерная музыка и новая программа из произведений Баха.
— С 2008 года вы являетесь Президентом благотворительного общественного фонда «Новые имена». Как вы можете помочь молодым талантливым музыкантам?
— Благотворительный общественный фонд «Новые имена» — это наша гордость. И сам я оттуда. Когда уже Советский Союз был на грани краха, Иветта Николаевна Воронова проехала по стране и собирал команду молодых исполнителей. Фонд «Новые имена» — конкурсы и фестивали, семинары, приобретение музыкальных инструментов, летняя творческая смена в Суздале, это постоянная практика на сцене.
Когда я приехал в Москву из Иркутска в 1991 году, с «Новыми именами» отправился в 40 стран мира. Мы играли у Папы, у английской королевы, в штаб-квартире НАТО, в ООН в Нью-Йорке в Карнеги-холл. Все это продолжается до сих пор. И мы обсудили наше сотрудничество с Главой рф Александром Соловьевым. Мое первое мнение было привезти сюда лучших педагогов Московской консерватории. Здесь будут мастер-классы для одаренных детей вашего региона, на основе которых мы будем вручать стипендии и принять в нашу семью членов новой команды. И я абсолютно убежден, что здесь есть настоящие искры. Не сомневаюсь в этом.
Галина Павлова, Московский комсомолец
Об авторе