Министерство культуры России 29 марта отправил в отставку директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Бориса Мездрича из-за постановки оперы Вагнера «Тангейзер». Чиновники считают, что спектакль «оскорбил» представителей русской православной церкви, ввел раскол в обществе, а директор, который отказывается извиняться, должен быть наказан. Новым директором театра был назначен бизнесмен, генеральный директор Михайловского театра (санкт-Петербург) Владимир Кехман, владелец компании-банкрота JFC, бывшего импортера фруктов.
На новом посту Кехман сначала удалил «Тангейзера» с репертуара. Во вторник, 31 марта, директор новосибирской оперы встретился с командой. На закрытой встрече также приняли участие первый заместитель министра культуры России Владимир Аристархов и уволен с должности директора Борис Мездрич. После разговора сотрудники театра отказались общаться с журналистами, объяснив, что «не имеет права комментировать ни встречи, ни дальнейшую жизнь театра».
В редакции есть запись этой встречи. «Медуза» публикует запись без сокращений.
Владимир Аристархов:
«Здравствуйте, дамы и господа! Министром было принято решение о смене руководителя Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. И прежде, чем выразить это решение и представить нового директора, я скажу несколько слов. В течение многих лет во главе театра был Борис Михайлович Мездрич. Я от имени министра и министерства выражаю глубокую благодарность за все, что было сделано командой, командой Бориса Михайловича.
В этом зале сидят многие, кто работал здесь десятилетия. Я помню, как Борис Михайлович пришел в театр; кто был тогда и кто он сейчас? Проделана огромная работа, и мы искренне признательны за все эти годы. И мы надеемся, что эпоха Мездрича займет достойное время в истории театра. Большое спасибо, Борис Михайлович!»
Аплодисменты.
Владимир Аристархов:
«На должность директора театра назначен Владимир Абрамович Кехман.»
Тишина в зале.
Владимир Аристархов:
«Я думаю, что он сам расскажет о своих творческих планах.
Я скажу от себя и министерства. Министерство поддерживает все кадровые, организационные и творческие решения Владимира Абрамовича. Мы уверены, что его творческом и организационном потенциале. Мы считаем, что в данный момент — сегодня — это оптимальная кандидатура на пост театра вашего уровня. И я призываю всех, чтобы помочь Владимиру абрамовичу!
Сегодня у нас общая цель — сохранить традиции академического театра, одного из крупнейших театров Евразии. Чтобы театр был самым большим, известным не только в Сибири, но и за ее пределами. Сделать так, чтобы городской потенциал региона и города Новосибирска, городской, культурной публики, и театр был на сто процентов реализован. Чтобы он был реализован в больше чем 100%. Мы верим, что Владимир Абрамович в состоянии это сделать с вашей помощью, с поддержкой. Пожалуйста, поддержите. Слово Владимиру Абрамовичу.»
Владимир Кехман:
«Добрый день. Знаете, я вчера зашел здесь, в этом зале… Я, конечно, не ожидал. Действительно, не ожидал увидеть эту красоту. Это… Не зря его называют «сибирский Колизей». Это действительно театр, который… Знаете, здесь даже слово какое-то… Почему я хочу, чтобы его называли Большой театр Сибири, как его хотели назвать в 1928 году, когда он начал строить. И, конечно, я сделаю все, чтобы этот титул был, потому что это огромное здание. Также, вы знаете, я попросил хор сегодня исполнить одно мое любимое произведение с [оперы Верди] «Набукко». И у нас сегодня у главного хормейстера день рождения. Пусть его поздравляем.»
Аплодисменты.
Владимир Кехман:
«Мне сказали, что были какие-то проблемы со званием. Мы решили эти проблемы, безусловно. Потому что хор у нас прекрасный. Особенно, как всегда, женский хор — замечательный. Все девушки очень красивые, молодые, так что в этом плане ты молодец.
Теперь все, что касается моих ощущений от города, от театра. Сразу спокойно, вы можете быть спокойны — я посмотрел несколько песен в вашем исполнении, вчера я закончил где-то в три часа ночи и вчера послушал оркестр. Могу сказать, что с творческой точки зрения — у вас очень высокий уровень. Вдруг, неожиданно, просто спокоен, что с точки зрения творческих планов, мы готовы для любых работ. Просто для каждого.
И когда вчера мы говорили с менеджером opera company имена [представлений], конечно, это счастье, потому что я не мог эти имена делать. Потому что, конечно, не мог реализовать эти проекты в Михайловском театре из-за нашего старшего брата-конкурента Мариинского театра. Поэтому все эти титулы, большие спектакли — «Годунов», «Аида», «Набукко» — и все, все, все, что вчера мы об этом говорили, это, безусловно, большое счастье.
Я надеюсь, что мы здесь делаем Шостаковича, может быть, удастся сделать «Саломея», которую я очень хочу сделать. Я, конечно, тронут и очень приятно, что такой высокий музыкальный уровень. То, что касается певцов — они всем были известны. И здесь я абсолютно спокоен. Все, что касается балета, к сожалению… Но кто у нас фотограф?»
Фотограф:
«Я фотограф. С 1987 года в театре.»
Владимир Кехман:
«Как тебя зовут?»
Фотограф:
«Евгений Иванов.»
Владимир Кехман:
«Очень хорошо. Красиво. И где у нас директор музея? Есть? Вот. Подготовьте мне кабинет, чтобы украсить исторических какими-то… Можно поставить, может быть, макеты старых спектаклей. Подумайте, пока меня здесь не будет до 5 апреля. И когда я вернусь, чтобы, конечно, это было, хорошо?»
Тишина в зале.
Владимир Кехман:
«Спасибо. Так вот то, что касается балета… Чтобы вы знали, что следующее: балет — это главный после оркестра коллектив театра.»
Аплодисменты.
Владимир Кехман:
«Следующий важный синдром, который приносит деньги и за счет кого мы обычно живем, — это, конечно, балет. Поэтому балет я очень люблю. И балет у нас, я считаю, что… к сожалению, я не был ни на одном спектакле, но тело, во всяком случае, под руководством Игоря [Зеленского], который работает здесь уже восемь лет, очень высокого уровня. Мы договорились с Игорем сегодня обсудить наши будущие творческие планы.
Мне очень хвалили ваших последних релиза, а именно «щелкунчика», так что я надеюсь, что теперь мы сможем сделать наш плакат, наш репертуар, чтобы, как Михайловский театр, где мы все планы выполнены практически до конца 2018 года. Теперь мы планируем до конца 2020 года — и репертуар у нас до конца 2016 года или даже дольше, в зависимости от того, как мы договоримся с нашими творческими коллегами.
Что еще хочу сказать: мой принцип очень простой — далее: театр должен блистать. Ты понимаешь, да? Поэтому сейчас главный вопрос — как нам сделать так, чтобы в этом прекрасном здании, каким-то образом, мало, но и навели блеск. Мы об этом позаботимся. Сейчас я лечу в Министерство культуры и узнаю, дадут ли они нам никаких денег. Или не дадут нам никаких денег. Тогда я приеду и скажу тебе — мы будем двигаться.
Конечно, то, что я стою и вижу этот ковер, это… (Слышен смех.) Прибитый гвоздями. Трудно на это смотреть. Я это говорю всем технических служб, которые присутствуют здесь. В отличие от Михайловского театра, здесь все внутри: пожарные, водители, гаражи, чего там просто нет. Отношение у меня к театру следующее: зритель, приходя в театр, должен увидеть, услышать и почувствовать, что он не может чувствовать себя в вашей повседневной жизни.
Соответственно, мы все работаем, чтобы — наша главная тема, скажем, что был такой — чтобы зритель был доволен. Всю эту энергию, которую дает зритель за аплодисменты — ты тоже даешь. Вы живете этими отношениями: зритель вам — зрителям. И поэтому все технические службы, я тебя очень прошу, капельдинеры, не знаю, знаете ли вы это слово или нет — надеюсь, что ты знаешь. Капельдинеры, все люди, которые работают в театре, они работают для зрителя-те-ла. Это нужно запомнить раз и навсегда.
Ну и, наверное, последнее, чтобы не так долго времени, я хочу сказать еще одну важную вещь: я хочу поблагодарить Бориса Михайловича за абсолютную преданность театру. Я понимаю все его чувства. Я понимаю, что, может быть, он оскорбляет каким-то образом на эту ситуацию. Или нет. Я хочу, чтобы он тоже сказал.
Я хочу сказать вам, Борис Михайлович, следующее, что вы, дорогой мой гость. Всегда в любое время будем рады вас видеть, а любые советы или пожелания, которые вы можете сформулировать для меня — я всегда буду к ним открыт. Потому что то, что ты здесь делаешь эти много лет, это событие без прецедента. Не было в истории регионального театра, даже федеральный, таких дирижеров, таких постановок и таких, скажем так, великого и могучего… Акции.
В связи с тем, что они со мной сделают так же, если вовремя не уйду — пожалуйста, не волнуйся. Мариуса Петипа тоже не пустили в Мариинский театр. И тогда он умер. (Смех.) Поэтому, я желаю вам, Юрий Иваныч (надеюсь, что вы знаете эту историю), хорошего здоровья. Чтобы спокойно отдохнули, похудели. И с нетерпением ждем вас всегда, и я надеюсь, что вы не будете держать никакого зла на нас.
Тем более, Министерство культуры, я считаю, повлияло абсолютно тонко в отношении этой сложной ситуации, и я хочу тебе еще раз сказать — не держите зла. Я вас очень прошу. Я вам сказал — вы можете мне объяснить, почему и что; принял, все ясно для меня. Поэтому сейчас я передаю вам микрофон. Я восхищаюсь, что даже ковер не ковер — вы сохранили этот творческий потенциал труппы. Это самое главное. Все можно улучшить.
Творчество коллектива, который здесь, я говорю вам с полной ответственностью, очень высокого уровня. Это меня, конечно, очень, очень — не то слово, которое я хочу здесь сказать — это стимулирует, вдохновляет будущих достижений вместе с вами.»
Борис Мездрич:
«Не прошло почти 14 лет — и все так же. Я хочу только одно сказать: спасибо всем. Спасибо тебе за все. Мы с тобой прошли долгий путь. Было много разных — мы не будем сейчас этого вспомнить. Главное, что в театр ходят зрители.
И новосибирский театр очень хорошо позиционируется в российском центре ландшафте. Разные ситуации мы с вами прошли, и ремонт, и всякие интересные вещи, и сложно — все победили. Я думаю, что потому, что на протяжении многих лет у нас сложился хороший коллектив, и хороший принцип.
Хочу напомнить, если кто забыл, о чем идет речь: мы с вами всегда старались придерживаться принципа — во всех случаях профессионально должно быть выше. Во всех отношениях, не важно, сверху вниз или на горизонтальных связей между собой, между руководством и персоналом, выжить можно в любой ситуации.
Я очень доволен, несмотря на все, я рад, что в ходе реконструкции, учитывая наши скромные ресурсы, нам удалось живописный комплекс — более или менее приличный в техническом плане, технологическом. И зал сделали. Но, несмотря на это, основные усилия были потрачены, чтобы живописный комплекс, свет, механика, удобные получаете маршрут на спектакли были разработаны и изготовлены.
Теперь придет время, что Владимир Абрамович — не выговариваю первую букву — называется навалом. Если история может быть действительно выделит [деньги], так что есть куда идти. От этого ковра. Много будет. Но главное здесь — на сцене, в этом эпицентре.
И последнее, что хочу сказать — сохранить свое лицо. Профессиональное, человеческое лицо, и тогда все события будут по-прежнему понимают коллегами. Спасибо вам всем за все эти годы. Спасибо!»
Аплодисменты.
Диана Злобина, медуза.io
Об авторе