В Санкт-Петербурге завершилась серия Великопостных концертов в рамках международного фестиваля «Академия православной музыки».
Концерты Синодального Московского хора и Певческой капеллы Санкт-Петербурге, на берегу Невы завершился цикл Великопостных концертов, которые в этом году были ограничены 100-летию со дня рождения великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Синод московский хор под управлением Алексея Пузакова представил на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии музыкально-поэтической композиции «Путь к Христу», посвященный святой преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне Романовой.
Программу вечера составили строфы памяти русской княгини, сделанные по образцу Супрасльской лавры XVI века, в том числе многоголосные партесные песнопения из рукописи первой половины XVII века Новгородского Николо-Вяжищского мужского монастыря. Транснотацию и обработка распевов выполнил профессор, доктор искусствоведения Анатолий Конотоп. Основой концертной программы синодального Московского хора служил картину М. Нестерова «Путь ко Христу».
Известно, что княгиня Елизавета Феодоровна поручил Михаилу Нестерову расписывать Покровский храм, основанный ею после смерти супруга-Великого князя Сергея Александровича Марфо-Мариинской обители милосердия. Художник воплотил их в форму так называемый люкс, состоящий из нескольких картин: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Не трогай Меня».
Российского премьера музыкально-поэтической композиции предшествовало ее первое выступление в Дармштадте (Германия), в доме Великой Княгини.
В петербургском концерте Синод Московский хор доволен, вокально безупречно, отношение к текста, стилистического диапазона и ясностью фразировки.
Участие Певческой капеллы Санкт-Петербурге становится традицией в концертах фестиваля «Академия Православной музыки».
На этот раз Владислав Чернушенко, художественный руководитель знаменитого старшего группы в нашей стране, заострил свое внимание на хоровых миниатюрах Свиридова и Православных молитв композитора из Бурятии Виктора Усовича.
Владислав Чернушенко:
«Премьера нового произведения Виктора Усовича «Молитвы оптинских старцев» — явление для нас несколько необычное, в первую очередь потому, что первый раз, когда я увидел, как литературный источник, относительно, даже без музыкального проекта произвел огромное впечатление. Каждая из молитв цикла удивительная по своему христианскому осмыслению. Заключительная Молитва к Господу синтезирует все эти мысли, которые были изложены в предыдущих молитвах.
Очень меня заинтересовала эта музыка. Дело в том, что в мелодическом строе этих молитв нет никакого противоречия между смыслом содержания слова и мелодии, которая создана спекулятивный какими-то идеями, а не холодным разумом, но душой и сердцем автора. И действительно, это идеальное сочетание скрытого смысла этих великих слов оптинских старцев с музыкальной интонации позволит нам как можно ближе приблизиться к замыслу композитора. Музыка Виктора Усовича предназначена не для церковной службы, как и «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова. Слушая ее, в сознании каждого из слушателей должен незаметно появиться изображение Храма — как символ всего святого и жизни на Земле»
Для композитора Виктора Усовича встреча с Владиславом Чернушенко и его хористами стала настоящим откровением. Композитор присутствовал в зале петербургской капеллы на премьере своего произведения.
Виктор Усович:
«Обращение к православным молитвам появились у меня не меньше, чем полвека назад. Ведь каждый русский композитор, так или иначе, заинтересован в том, чтобы сделать свои собственные ознакомиться с этой исторической классики нашего православия. Ну и почувствовать себя имеет право обратиться к этому материалу, конечно, вопрос времени, человеческого опыта и уже собственной решимости, что пришло время, чтобы сделать. Это, когда я почувствовал, что у меня есть право обратиться к данного материала, я взялся за этот проект и осуществил свое желание.
Удивительно то, что мне не пришлось работать долго над этим циклом. И это тот случай, когда музыка была в буквальном смысле с неба, а я только ее услышал и записал. Мне очень повезло с исполнителями, потому что для каждого композитора мечта сотрудничестве с такими мастерами хорового искусства, как Владислав Чернушенко и его блестящий хор. Я очень благодарен этому человеку, который, несмотря на свой размер и музыкантское и человеческое, отнесся к моему проекту очень внимательно, тщательно работая над каждым из молитв цикла. Он каждую нотку выверил и выжил, и, что самое главное, сообщается, команды в форме суть моего произведения. Очень хотелось бы, чтобы в будущем вошло в репертуар группы»
Хоры на стихи русских поэтов Георгия Свиридова продолжили программу вечера. Каждая из миниатюр содержит в себе любовь к Родине и чутком внимании к слову, в сочетании с музыкой гениального автора, или цикл «Песни Родине» (сл. Ф. Сологуба), поэма «Лапотный мужик» (сл. П. Орешина), или «Запевка» на слова И. Северянина.
Владислав Чернушенко в очередной раз доказал неповторимой интерпретацией свое глубочайшее уважение к творчеству любимого и уважаемых им Георгия Свиридова.
Владислав Чернушенко:
«Музыка Свиридова — это живая родниковая вода, поэтому в душах, испивших ее, возникают святых храмов. Поэтому, разделенных повседневных забот люди вдруг чувствуют себя единым соборным народом, поэтому в глубине души этого народа вновь просыпается могучий державный дух, укрепляется вера, в тело вливается бодрая сила»
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе