Великий грешник Рихард Вагнер под конец жизни создал свое главное произведение — оперу «Парсифаль», » музыка Госпел, которая несет весть о спасении тем, кто способен к состраданию, покаянию и культа традиционного ритуала жизни.
Всю свою жизнь Вагнер пытался убежать от канонического католицизма и создать новую религию. И в подаренном ему ценой самостийности всего государства Баварии байрейтском Фестшпильхаузе создал «Парсифалем» алтарь самому себе.
Почти 150 лет собираются люди для этого венец каждого года, но если тетралогия «Кольцо нибелунга», более байрейтское творение композитора, может похвастаться интересными толкованиями, «Парсифаль» всегда застревает между желанием, чтобы придать ему новый смысл и традиционный ритуал, представление о том, какой должна быть постановка этой оперы. Даже так ниспровергателям оперной рутины, как Питер Конвчиный или Кшиштоф Варликовский на различных этапах и в разное время не удалось записать постановку «Парсифаля»в свой победный актив.
Сам факт представления последней оперы Вагнера российским режиссером Дмитрием Черняковым в паре с самым известным на сегодня, переводчик творчества композитора Даниелем Баренбоймом, уже вызывал удивление и настороженность немецкой публики. Но премьера, которая состоялась в минувшую пятницу в Шиллер-театр, где на время ремонта живет Государственная опера в Берлине показала, что Меланомы может раздражать общества, как и восхищаться ей. А полюбоваться было чем.
История «чистого простеца», спасти от смерти хранителей Грааля, очищенная режиссером от наносной шелухи, ложного пафоса, странных идей, в которых сам композитор и автор либретто, часто путается, заменяя страдания Христа на кресте вполне земных людей, а библейские ритуалы — практически языческих. В общем, уже после выхода отцы церкви можно назвать эту оперу надругательством над католической церковью. Но тогда иерархи церкви, как я понимаю, сегодня, они были умнее.
Пафос никогда не задавались вопросом Чернякова, ни в одном из своих выступлений не оставлял ничего необъяснимое, непонятное, отданным на милость основной идеи оперы. В общем, если честно, то я даже не понимаю, почему некоторые зрители так активно не любят спектакли Чернякова, потому что в его интерпретации много из здания основной становится объяснимым, и так понятно. Вот в «Парсифале» мы видим настороженное отношение режиссера к обществу рыцарей Грааля, мужской род секте, которая — подумать только — живет только по одной причине: каждый день свидетелем двух священных предмета. И тому, кто встанет у них на пути будет очень плохо.
Сект, таких, как эта, теперь мы знаем довольно много, их воздействие на людей неоднозначно, так что режиссер пытается понять, как к этой группе людей важны чувства и вера в других. Ничего не ускользает от внимания Чернякова: роман Кундри и Амфортаса, у Вагнера обратился к потере магического копья, смысл существования странной девы-провидицы.
Ключ для всего спектакля — во втором акте, где девы-цветы развиваются в многочисленных и любимых дочерей Клингзора, а Кундри — самый древний, самый любимый, уже почти любимая дочь колдуна.
Да и маг-это, скорее, выглядит скучно и плодовитый бухгалтер, вожделеющим славы и плотской любви. Забрать у него копье — раз плюнуть. Каждый рыцарь Грааля мог это сделать давным-давно. Но они живут в плену сомнительных ритуалов, пьющие кровь из раны Амфортаса, пересказывающие друг другу одни и те же истории, blind, руководствуясь клавиатура Гурнеманцом — не способны на поступки. Их удел-говорить о прошлом, смотреть устаревшие диафильмы мировой премьеры «Парсифаля» в Байрейте, которые отражаются на экране с помощью проектора.
(Кстати, мало кто знает, что русский след в «Парсифале»: художником-постановщиком на Вагнере в Байрейте был сын поэта в. а. Жуковский).
Два мира — плотский Клингзора и псевдовозвышенный Гурнеманца — традиционно противопоставленных в европейской культуре, во все времена — соединяет случай, внешний вид абсолютно не ориентируясь в эти все перипетии типичной обросшего «бэкпэкера», такого американского студента-туристов, которых можно встретить массу летом в туристических центрах Европы. Их полно в знаменитом и популярном среди даже российских туристов монастыре Монтсеррат, что под Барселоной, который стал прототипом оперы Монсальвата.
Такой человек в шортах, застиранных майках, с огромным рюкзаком, полным туристического снаряжения и грязного белья, и играет невольную роль спасителя и искупителя. У этого самого Парсифаля за спиной тяжелое прошлое: смерть матери, которая стала свидетелем его первого сексуального опыта, побег из дома, о котором всегда напоминает материнский подарок, притаившейся на дне рюкзака: рыцарь на фарфоровую лошадь, вращающийся вокруг своей оси. Манящий поворот может и сейчас вернуть ужасные воспоминания, которые современный «чистый простец» почти забыть.
В этом мире, где никто не чист и не совершенен, все разговоры об избавлении от грехов, спасение мира, только пустой звук. Поэтому Черняков бросает всю «сила милосердия» — тоже любимое выражение Вагнера — героев, этих живых людей. И в начале зрителям жаль почти всех героев оперы: старший-Титуреля, который хочет продлить жизнь, ища ритуал чаша, его сына Амфортаса, чья кровь каждый раз, чашу наполняет, мысль о его Кундри, которая не может расстаться так просто, и с отцом-Клингзором, и самого Клингзора, который хочет скрыть своих цветущих дочерей замуж за рыцарей, которые вообще не интересуются женщинами. Да и самого Парсифаля, прячется от себя в дешевых хостелах для туристов.
Черняков — тонкий психолог, каждый из певцов, то появляется мотивация, особенности поведения, смысл существования на сцене. Даже исполнители маленьких ролей, наделены особыми чертами характера, никто не стоит на сцене так, рождаются отношения между людьми, которые подходят к жизни.
Сострадание заставляет взглянуть по-другому на традиционных вагнеровских персонажей. Отвергая канонические маски, навязанные нам долгие годы, мы понимаем, что рыцарство, как и любое закрытое общество консервативных верующих, не так тонко и красиво, а взывая к состраданию, они унижали, они приносят физическую боль тем, кто не готов следовать их ритуалам. Вся история человечества в их обрядном зале, откуда люди готовы идти на борьбу с неверными, уничтожая и сжигая все на своем пути.
Еще хуже выглядит Гурнеманц, такой серый кардинал Грааль, который зомбирует всех вокруг своими сказками о великой миссии, но готов воткнуть нож в спину Кундри, когда ее плотская любовь отвлекает Амфортаса от служения культа Чаши и Копья. И только Кундри, которая борется за свою любовь всеми силами, всеми своими нехитрыми женскими способами, предстает настоящим человеком, способным на сочувствие, жаждущую настоящей любви, готовой жертвовать собой ради любимого человека.
Я должен сказать, что Черняков очищает вагнеровский сюжет и от этого противопоставления мужского и женского начала, всех этих вагнеровских лозунги в мужском и женском роде, которые так любил. Его интересует не сексуальный символизм, а человеческие отношения, не предметный фетишизм, а поиск истинного смысла жизни. Поэтому счастливого конца, который был так неуверен у самого Вагнера, уже не существует.
Сектанты достичь экстаза ценой смерти, Парсифаль находит мнимый смысл жизни, но мы уверены, что его прошлое его догнать. Смерть Кундри уже не становится очищающей, потому что мы потеряли единственного человека, который на самом деле мог и умел любить, жалеть, лечить. Финал, в котором Кундри соединяется со своим возлюбленным Амфортасом в долгом поцелуе, заканчивается смертью единственной женщины. Гурнеманц не хочет смены власти, не хочет нашего очищения и для прощения, он снова и снова переживает и пережевывает прошлое, а он хочет сохранить.
Спектакль Чернякова не про Россию, в нем нет ничего польского не найти. Но и о нас, нашей стране сегодня. В то время, когда ритуалы и пафос побеждает любовь, жизнь, когда идеология заставляет людей перестать думать, и вагнеровски принимать все, что требуется власти, на веру.
Отдельное спасибо хочу сказать Даниэлю Баренбойму, я никогда не был его поклонником, да и такие медленные темпы, может разрушить всю ткань этого удивительного спектакля. Но маэстро удается балансировать на грани, когда каждая минута этого почти шесть часов работы ( с двумя антрактами) превращается в огромное удовольствие. Потому что, как сомнительны и шлюхи вагнеровские идеи, так прекрасна его музыка.
Из певцов равного команды вы хотите выбирает Аню Кампе, уникальную Кундри, которая пела болен, о чем зал предупреждают. Но, удивительное слияние с замыслом режиссера родило большое изображение, в котором уже не важно, отдельные вокальные пробелы. Я должен сказать, что в следующем году именно в этой постановке она с партией Кундри великая вагнеровская примадонна Вальтрауд Майер.
Премьера «Парсифаля» в Берлине состоялась невероятно, многочисленные крики «браво!» заблокирован знаменитые немецкие «бу». Людей, которые не были готовы изменить свое представление об опере Вагнера под влиянием российского режиссера, осталось мало. Неудивительно, что даже на афише спектакля можно увидеть не певцов или дирижера, а запись режиссера. Это говорит о многом.
Премьера состоялась в субботу за две недели до Пасхи, в Германии «Парсифаль» — это традиционно пасхальный репертуар. Но чудо «страстная Пятница», которой заканчивается опера Вагнера, спустился в зал, а публика с удовольствием принимала певцов, оркестр, дирижер и постоянных сотрудников-режиссера, художника по костюмам Елену Зайцеву и художника в мир Глеба Фильштинского. Вместе с Дмитрием Черняковым прошли этап, когда им доверяли только постановки русских опер. Теперь им по плечу любой репертуар, и мы должны гордиться тем, что в российской команде доверяют постановку таких опер, как «Парсифаль»!
А перед нами — «Лулу» Альбана Берга, характерный deutsche oper XX века, премьера которого состоится 25 мая в Мюнхене.
Вадим Журавлев
Об авторе