Будапештский оркестр “Сто скрипок”
В Московском Доме музыки выступил один из самых больших в мире цыганских симфонических оркестров.
Коллектив носит название «100 скрипок», но, на самом деле, скрипачей в нём всего 60, остальные музыканты играют на контрабасах, альтах, кларнетах, виолончелях и цимбалах.
О возникновении оркестра уже сложили легенду. Согласно ей, в 85-м году, на похоронах скрипача-виртуоза Шандора Яроки, собрались лучшие музыканты Венгрии. И сыграли вместе. Так родился коллектив, которому теперь аплодируют во всем мире. В том числе – и в российской столице.
Этот коллектив за виртуозную игру прозвали «100 Паганини». На каждом концерте скрипачи демонстрируют уникальную технику и проникновенное, смелое исполнение самых сложных произведений. Такая энергетика присуща только настоящим цыганам.
«Есть такое понятие “цыганская скрипка”. Многие цыганские скрипачи были самоучками и при этом виртуозно владели инструментом. Потому что человек рождается для того, чтобы играть на скрипке. У него это в крови»,
– говорит первая скрипка Йожеф Чечи Лендвай.
В цыганском оркестре чтут «романипэ» – неписанный свод правил, которым руководствуются все цыгане, общаясь друг с другом.
В этом оркестре все равны. Здесь нет дирижера как такового. Потому что цыганский закон гласит: ни один цыган не может быть над другим. Поэтому каждым номером по очереди дирижирует один из музыкантов.
В обычном симфоническом оркестре цимбалы не встретить. Но цыгане издревле играют на этом инструменте, поэтому цимбалисты на сцене – в первом ряду. Об Оскаре Экреше говорят:
«он так кудесничает на цимбалах, что слушатели срываются с мест».
«Я в оркестре с самого его основания – уже более 30 лет. У нас цимбалы заменяют клавишные инструменты. Такие, как рояль, например. В каждое выступление мы вкладываем цыганскую страсть, энергию и жажду свободы»,
– рассказывает цимбалист Оскар Экрёш.
В репертуаре Будапештского оркестра – произведения мировой классики. От вальсов Штрауса до сочинений Россини. А также венгерские мелодии.
Маргарита Масленникова, Новости культуры
Об авторе