W.Oda – одноактный балет на музыку Филипа Гласса. Фото – Наталья Мущинкина
Танцовщик Андрей Меркурьев выступил как хореограф. Его авторский вечер «Признание» прошел на сцене «Новой оперы».
Ведущего солиста Большого театра знают как одного из лучших на наших просторах исполнителя хореографии Ратманского, Форсайта, Ноймайера.
Появление в ряду молодых хореографов стало логичным развитием его карьеры. Большой постановочный дебют Меркурьева прошел малозаметно: в Одессе он поставил полнометражный спектакль «Крик» по роману Александра Зиновьева «Иди на Голгофу».
Но в прошлом году был выбран для участия в программах молодых хореографов сразу Мариинским и Большим театрами – и в обеих оказался одним из самых заметных участников, сочинив для первой дуэт на музыку Баха, для второй – композицию для 10 танцовщиков на музыку Армана Амара.
Эти постановки представили автора, которого влечет неоклассический балет в его чистом виде: пуанты, пируэты, высокие поддержки – минное поле, где хореографы чаще подрываются, чем выживают. В дуэте найти форму и стиль, подобрав к ним подходящую лексику, Меркурьеву оказалось легче, чем в несколько сумбурном массовом номере.
Программа «Признание» соединила два одноактных балета – премьеру W.Oda на музыку двойного концерта для скрипки и виолончели Филипа Гласса и «Просветленную ночь» Шенберга, поставленную прошлым летом на Дягилевском фестивале в Перми.
Авторский вечер Андрея Меркурьева. Фото – Наталья Мущинкина
В них Меркурьев выступил не только хореографом, но и режиссером. Оба лишены сюжета, сложны по форме и поставлены на полтора десятка танцовщиков.
В первом друг друга сменяют соло, квартет, трио, женский и смешанный дуэты, второй соединяет массу и ведущую пару (в обоих балетах Меркурьев танцевал сам).
В балете на музыку Гласса хореографа спасла жесткая заданность музыкальной конструкции и солисты Большого театра: персональные пластические высказывания Кристины Кретовой, Семена Чудина и дуэт Кристины Карасевой и Анны Балуковой запомнились.
Совладать с «Просветленной ночью», сделать зримой ее тему и найти эквивалент музыке в танце удалось хуже. Но на совместный танец Екатерины Крысановой с Андреем Меркурьевым было бы интересно смотреть, даже если бы они просто взялись иллюстрировать учебник дуэтного танца. Вероятно, гораздо гармоничнее на этом месте в программе выглядел бы поставленный в Мариинском театре «Последний разговор» на музыку Баха, который не показывали в Москве.
Организовав свой первый авторский вечер, Меркурьев проявил решительность, не свойственную молодым хореографам, которые обычно предпочитают ждать приглашения проверенных театральных институций.
Он сам придумал и собрал свое «Признание». Его показали на хорошо приспособленной для балета сцене «Новой оперы». Вечер шел в сопровождении симфонического оркестра (дирижер – Алевтина Иоффе), чего часто не могут себе позволить даже профессиональные театры.
Авторский вечер Андрея Меркурьева. Фото – Наталья Мущинкина
Для него был выпущен солидный буклет, а весь город основательно заклеен афишами. Но все это отразилось на цене билетов – и зрительный зал был ощутимо не полон, а среди публики почти не было тех, кому адресованы все поиски новых путей.
Не хватило хореографу помощи режиссера, который помог бы выстроить программу, и репетиторов, отполировавших бы исполнение. За несколько лет у нас наконец сложились структуры мастерских, позволяющих сделать первые шаги тем, кто хочет попробовать себя в сочинении хореографии. Но нет структур, позволяющих продвижение к постановкам в академическом театре.
Каждый хореограф не только борется за овладение профессией, но и разрабатывает собственную карьерную стратегию. Поэтому любой сохранивший заинтересованность в этой профессии достоин восхищения.
Анна Галайда, “Ведомости”
Об авторе