«Золотая маска» снова с нами. Фотографии Надежда Афанасьева
«Золотая маска» снова с нами.
Екатеринбургская «Кармен» утверждает, престижные маска сразу в четырех категориях.
«Любовь — мятежная птица!» — со страстью поет цыганка Кармен.
Программа фестиваля «Золотая маска», традиционный и самый престижный обзор достижений русской сцены, в этом году было принято решение открыть знаменитой оперы жоржа Бизе, поставленной в Екатеринбурге.
Урал «Кармен» первой вступила в борьбу за «Золотую маску». Опера Бизе песенка в Екатеринбургском театре оперы и балета поставил Александр Титель. И вот теперь, на родной для режиссера сцене — сцене Музыкального театра К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-данченко — спектакль открыл конкурсные показы фестиваля Национальной театральной премии в Москве.
Екатеринбургская «Кармен» утверждает, престижные маска сразу в четырех категориях. И, прежде всего, как лучшая оперная постановка. Также постановка номинирована за работу режиссера Александра Тителя, дирижера Михаэля Гюттлера и исполнительницы главной роли — Ксении Дудниковой, солистки Театра им. Станиславского и Немировича-данченко.
Заезжая гостья была похожа на все, «Кармен» мира, и, конечно, в том, что Александр Титель поставил в Театре на Большой Дмитровке еще 19 лет назад. Я думаю, что сегодня режиссер воспринял свою героиню на трамвае, и для более эффективного устроили на сцене бронемашину и мощный военный грузовик.
Почему не рпг? Было бы еще более впечатляющим, как фон провокативного «мини», это просто черный, то в «цветочек» и «горошек», что несет в себе Кармен. Она как будто секретарша, которая на «полный цикл услуг»: сигареты, кофе, потанцуем…
Спектакль намеренно лишен каких-либо красивостей. Хотя на «картинке» (художник-постановщик Владимир Арефьев), как на реплику из итальянского кино середины XX века. Но нет в нем спонтанной чувственности и магнетического эротизма — элементов, без которых опера жоржа Бизе перестает волновать.
Кроме того, оставленные практически без сокращений озвученные диалоги звучат на открытие плохом французском языке без актерского наполнения и, как кажется, только томительно выполняют хорошо известно, решение драмы отношений табачницы и беглого сержанта.
Кармен Ксении Дудниковой волей режиссера чужды любовь, преданность, верность или болезненность. Единственное, что она ценит в жизни, — собственная свобода.
Эта свобода, которой так не хватало певице, обладательнице красивого голоса, в пении, в момент реализации московского спектакля. Как недоставало технической точности и понимания со звучащим без страсти, нюансов и в очень медленных темпах оркестром под управлением Михаэля Гюттлера, чтобы, как говорится, «за явным преимуществом» заявить свои права на «Золотую маску».
В разделе «Оперы» на премию претендуют «чертова дюжина» спектаклей. Их судьбу решит жюри под председательством известного музыканта Сергея Стадлера.
Уже 22 февраля в конкурентную борьбу включится Самара театр оперы и балета. Волжский коллектив представит в столице «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Вся борьба еще впереди.
Но если присоединиться к высокому искусству не имеет времени, то многие из участников фестиваля готовы буквально выйти на столичные улицы, чтобы показать свои performance. Так, например, 23 февраля импровизированной сцены для хора Самарского театра оперы и балета будет пространство Станции.
А конкурсные показы «Золотой маски» продлится в Москве два месяца. Имена лауреатов назовут на торжественной церемонии 19 апреля.
Мария Бабалова, «Вечерняя Москва»
Об авторе