Игорь Моисеев. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Панов
Имя Игорь Моисеев стал не только именем, брендом выдающихся достижений нашей страны.
Легендарная постановка создал коллектив, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера.
Родился 21 января 1906 года. Согласно семейной легенде, балет стал заниматься по настоянию отца. Однажды был свидетелем драки у ворот, а когда вернулся домой, сказал сыну, что не будет воевать, а заниматься балетом. И немедленно, буквально завтра пойдет в школу балета.
Сегодня никто не сомневается, что народные танцы — это искусство. Это, кажется, простые истины. Парадокс заключается в том, что эту правду нам поведал именно Моисея. Потому что к нему никто не должен был рассматривать народны танец, наряду с классическим танцем.
Почему этого не происходило раньше, — задался вопросом сам маэстро.
«Народные танцы рождаются у каждого народа, в том числе и законам, что рождается язык народа. Так что, в принципе, это настоящее явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, не знаю. Так получилось, что я это знал раньше других и решил обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как «национальный язык»,
— он говорил с Моисеем.
1. «Сиртаки»
Как известно, «Сиртаки» — это не народный греческий танец. Но Моисея это был один из тех номеров, по которым учились танцевать в команде. Известно высказывание Моисея:
«Кто-то скажет, что он солистом, уволю из команды».
У маэстро было особое отношение к солистам. Он научился не проявлять, а действия всей команды. В его команде были лидеры, которые танцевали лучше других, но отличительной чертой команды была и в том, что каждого солиста можно было заменить, и каждый член команды мог исполнить сольную партию.
2. «Яблочко»
В команде уверены, что школа Моисеева может быть альтернативой службы в армии. Здесь говорят:
«Отдай ребенка в школу Моисеева, и, дай Бог, он продлится год или два. Вы получите дисциплинированного, образованного, образованный человек».
В системе Моисеева танцору нужно развивать не только ноги, но и, например, актерские навыки. Для народного танца это важно, и не случайно в каждом произведении, даже в маленькой пилюле, актерские образы.
На каждой попытке Моисея, советовал своим ученикам «включать голову». Вывозя команду на тур, Моисея, лично вел свою команду в лучших музеях и картинным галереям.
3. «Венгерский танец»
Моисею много ездил по стране и по миру, он лично искал и находил нужные повороты, движения, чувства. Танец коллектива — это не в чистом виде народные танцы.
Они обрабатываются мастером, а сам Моисеев говорил, что умение додумывать в том духе, в котором создано произведение, требует большого чувства. Необходимым условием народного танца знаменитый балет считал радость.
«Народный танец показывает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, родился, чтобы быть оптимистом. А пессимист, нас окружающие обстоятельства».
Моисеев признался, что иногда для того, чтобы излучать радость и оптимизм, придется выполнять «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было необходимо, потому что чем больше пессимизма в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве.
4. «Татарочка»
Исполнители танца говорили, что «Татарочка» — один из самых сложных танцев, в котором они должны были в течение длительного времени, до тошноты, выполнять огромное количество мелких движений ногами. Мастер был упрям. Одно и то же движение танцоры смогут оттачивать месяцами.
«Товарищи, что вы как сонные мухи?»
— это говорил строгий Моисея. Редко хвалил. Высшей похвалой была фраза:
«Ну, теперь как у взрослых».
5. «Калмыцкий танец»
В отличие от убеждений калмыков-буддистов Моисея точно знал, что душа бессмертна, и в каждой новой жизни она воплощается в новое создание. Он считал, что талант-это знания, накопленные душой в прошлой жизни.
«Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, это единственное, что мы можем взять с собой. Это то, что кормит душу. После смерти человек не теряет, а в другой раз рождается с этим нажитым духовным богатством, которое приобрел ранее»
— говорил маэстро.
6. «Финская полька»
Коллеги Моисеева удивились, когда учитель решил поставить финский танец. Им казалось, что финские народные танцы — это скучно и однообразно. Но не тут-то было. Работая над движениями, учитель довел их до абсурда.
«Абсурд — это то, что любит публика. Смотрите, как логично и хорошо, одно нелепое движение вытекает из другого!»
7. Танец аргентинских пастухов «Гаучо»
Этот танец является моисеевским шедевром. Глядя на этих молодцев, трудно поверить, что выполнение им было тяжело.
Как вспоминал певец Рудий Ходжоян, одежда для аргентинского пастуха была ужасно неудобная, а шпоры на сапогах — очень тяжелые. Обычный человек в такой одежде и ходить-то было трудно, а не танцевать.
8. «Ночь на Лысой горе»
Этот танец на музыку Мусоргского — еще одно неслучайное звено в творчестве великого Моисеева. Будущий постановка родился в Киеве. Его отцом был дворянин, юрист Александр Моисеев, а мать-француженка-модистка. Отец и мать познакомились в Париже, в кафе, куда забегали швеи что-нибудь съесть во время перерыва на обед.
Игорь Моисеев долгое время воспитывался во французском пансионе, в совершенстве знал французский язык. Семья жила на две страны. В какой-то момент они решили, наконец, перебраться во Францию, и даже был куплен билет, но началась первая мировая война, и Моисеевы остались в России.
9. «Русский танец»
В 1955 году коллектив произвел фурор во Франции. Французы и не думали, что в Советском Союзе может быть это искусство. Такого не было со времен «Русских сезонов» Дягилева. На концерты группы в очереди в очередь, а сам коллектив выступал в «Grand Opera» — неслыханная честь, которой ни до, ни после не выиграл ни один народный коллектив.
«Если концерты не будет, можно сходить с ума, это значит, что ты сошел с ума»,
— писали французские газеты.
С этого времени команда все чаще и чаще стали выпускать за границу. Моисеев вспоминал, что ему завидовали:
«Что вы, товарищ, все по заграничным командировкам ездит!»
— не просто тянулись партийные боссы. Впрочем, не на что было жаловаться. Из путешествия Моисея привозил в госказну чек на миллион долларов.
10. Выступление ансамбля Моисеева на «Евровидение»
В 2009 году ансамбль Моисеева метро произошла на «Евровидение», который состоялся в Москве. Это правда, что в постели уже не было отца-основателя команды. Легендарный хореограф умер в 2007 году. Судьба щедро отмерила ему 101 год.
Удивительно, иудейское вероисповедание, что команда устроила «не от хорошей жизни», а потому, что выжил из Большого. Еще совсем молодым человеком он стал балетмейстером. Поставил «Спартака», но вмешался зависть коллег.
«Мне сказали, что можно танцевать, а поставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество для меня было важнее эффективности»,
— вспоминал Моисеев.
Хореограф ушел и основал свою собственную команду.
Война продолжалась, но Моисея дал деньги на команду. А дальше — воля провидения. Однажды Моисею повезло встретиться с самим Сталиным, и вождь распорядился выделить молодой учитель лучшие в Москве помещение для команды.
Что это? Счастье? Счастье? Моисея усмехался и сказал:
«Ты знаешь, счастья нет. Это духовный труд и энтузиазм, опыт, который передается при каждом последующем обращение души».
Евгения Коробкова, «Известия»
Об авторе