Дирижер Марк / (слева) покинет пост интенданта Моцартовских недель, с чувством выполненного долга. Фотографии Wolfgang Lienbacher
Марк Минковский прощается с «Недели Моцарта». Его последний фестиваль диалог Моцарта со многих стилей и эпох.
Именных музыкальных фестивалей, а высшего класса, в мире не хватает – в австрийском Форарльберге пять месяцев в году идет Шубертиада, в немецком Карлсруэ празднуют Генделя, а в итальянском Пезаро проходит Rossini opera festival.
На этом фоне не теряется «Неделя Моцарта в Зальцбурге, не только потому, что на родине композитора, и так все пропитано его жизнью и творчеством.
На протяжении многих лет фестиваль, проводимый фондом «Моцартеум», держит просто фантастически высокую планку – звезды плечом к плечу с молодыми талантами, звучит не только классика, но и музыка наших дней.
На этот раз в хорошо сделанной программы квартета «Диотима» были выполнены работы Анри Дютийе и Эллиота Картера, специальный вечер, посвященный заказанного фестивалем искусстве на голос и тромбон spazio immergente Беата Фуррера.
Официально мировая премьера состоялась еще в 2015 году. в Гамбурге, но потом неожиданно заболевшую певицу в последний момент изменила Мойца Эрдман, выполняют только часть работы, полные премьера стало только сейчас. Ее обставили с подобающей серьезностью – продолжающийся едва четверть часа, пьеса была окружена комментариями, как самой Эрдман, как и тромбониста Майк Свободы, а также модератора-музыковеда Мартины Таубенбергер.
Свобода и сам композитор, а не только особо не вчитывается в то, что пишут о своих произведений его коллеги («я работал с Штокхаузеном, и, если бы ты читал все его тексты, вряд ли бы мне это пошло на пользу»), но может и на новой, более удобной для исполнителя, записать ноты – так случилось и с Фуррером, которого во многих местах «играть не может». Подробные беседы с профессионалами ценятся зрителей, аншлага они не собираются, но аудитория у них есть.
Главное в Зальцбург остается Моцарт, посвященные ему концерты – всегда событие, даже если в последний момент отменены доля больных Роландо Вильясона.
Фестиваль получила знаменитая португальская пианистка Мария Жуау Пиреш, встретиться со Старыми филармонический оркестр под управлением Янника Незе-Сегена 23 концерт для фортепиано с оркестром; другие выступления принято называть историческим, это был тот самый случай.
Главной особенностью Моцартвохе-2017 стал диалог Моцарта с Гайдном. Оба композитора ценили друг друга, их пересечения и переклички, достаточно многочисленные. В программах этого года соседствовали их камерная музыка и симфонии. Так, Марка / и его оркестр «Музыканты Оперы» объединили две симфонии Гайдна и Третий концерт для валторны с оркестром Моцарта (солист Йоханес Хинтерхольцер).
Пять лет руководил вместе с Матиасом Шульцем фестивалем; это он подтвердил талант интенданта (на фестивале вручили ему Золотую медаль Моцарта, перед ней наградил Альфреда Бренделя, Андраша Шиффа и николауса Арнонкура) и успел слегка раздражать консервативных любителей музыки, и много современных авторов, и неожиданными приглашениями, например, всадника Бартабаса и его Академия верховой езды в Версале. В этом году, и Бартабас поставили в школе верховой езды в Зальцбурге «Реквием» Моцарта.
Осенью / во главе Национальной оперы Бордо. На смену ему и Шульцу пришел новый арт-директор «Моцартеума» Марен Хофмайстер, ранее она работала на фестиваль Salzburger и в берлинской опере Unter den Linden вместе с Юргеном Флиммом (сейчас Флимма получает новый интендант, это Маттиас Шульц; вот как это все связано, сводится и переплетаются в мире музыки!).
Новый интенданту Моцартвохе не будет легко, фестиваль будет короткий день, но первым ее преимуществом является уже известный – в следующем году режиссер Андреа Мозес и легендарный дирижер Рене Якобс поставят «Похищение из сераля», во время фестиваля оперы Моцарта » покажут три раза.
Алексей Мокроусов, «Ведомости»
Об авторе