Людмила Семеняка. Фото РИА новости/ Александр Макаров
16 января легендарной артистке балета исполнилось 65 лет.
Людмила Семеняка называет себя «омосквиченной ленинградкой». Это, как и многие ее знаменитые коллеги — Галина Уланова, Нина Тимофеева, Юрий Григорович — переехала в Златоглавую из северной столицы.
Почти 30 лет балерина танцевала на главной сцене страны, здесь, в стенах Большого театра, проходил и ее личная жизнь.
Кому принадлежало сердце Людмилы Семеняки и как ей удалось покорить покорить Москву, рассказывает АиФ.ги.
Взрослая для своего возраста
Учиться танцевать будущая артистка начала в кружке имени Жданова. Добраться туда было не легко, потому что семья жила далеко от центра Ленинграда.
Но это долгий путь, может стать препятствием, когда так хочется танцевать? До этого мама сильно поддерживала начинания дочери, хотя сама работала в химической лаборатории, и она была далека от творчества.
Однако, когда начинающей танцовщицы следовало поступать в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. «Родители рядом не было.
Отец девушки Иван Яковлевич попал в больницу, его супруга Мария Митрофановна день и ночь дежурила у постели мужа.
Десятилетняя Люда, в отличие от своих сверстников, она сама приезжала на все этапы отбора, и очень понравилась комиссии. Несмотря на средние данные, ее зачислили. В течение следующих восьми лет девочка каждый день добиралась на окраине города, на улицу Успех Росси.
Во время учебы родители внимательно следили за состоянием ребенка. Интуитивно понимали, что если не поддержать дочь, она может быстро «перегореть» и бросить им балет.
Иван Яковлевич и Мария Митрофановна беседовали с учителями Люды, эти подсказывали, как правильно построить режим начинающих танцовщиц, развивать ее способности.
Для 6 класса девочка посещала школу без прогулов. Молодая артистка отправилась на занятия даже с температурой. А в воскресенье папа и дочь, конечно, проходили в 16 км на лыжах, чтобы у будущей звезды Большого театра вырабатывалось важно качество, прочность.
Ученица Ленинградской школы балета Людмила Семеняка. Фото РИА новости
Семеняке повезло не только с родителями. Во время ее учебы в Вагановке работал блестящий педагогический состав. Помимо физического развития учителя давали своим воспитанницам огромное количество знаний.
Когда балерина, закончила школу и приехала на гастроли в Париж, свое первое интервью легко давала на французском языке, потому что прекрасно им владела. Иностранцы не могли поверить, что такой же уровень образования можно получить в хореографическом школа.
В возрасте 12 лет Маша дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр — прим. red). Это был сольный партия маленькая Мари в «Щелкунчике».
Однако настоящий успех схватил девочку гораздо позже. В возрасте 17 лет Семеняка попробовала свои силы в Первом Международном конкурсе артистов балета. Тогда ей удалось завоевать третье место, победив более опытных и взрослых конкуренток.
Конечно, такая маленькая победа играла для Семеняки большую роль, но главное было то, что благодаря конкурсу на нее обратил внимание сам Юрий Григорович. Хореограф хотел видеть ваш ребенок на сцене Большого театра.
Людмила Семеняка и Николай Ковмир во время выступления на I Международном конкурсе артистов балета в Москве
Однако прошлое не могла согласиться на столь заманчивое предложение. После окончания школы ей пришлось два года работать дистрибуции, поэтому артистка попала на сцену Театра оперы и балета им. Кирова.
В 1972 году в жизни Людмилы произошло еще одно важное событие: Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета в Москве.
Несмотря на то, что девушка набрала лишь серебряной награды, разделив второе место с Валентиной Ганибаловой, а тогда сенсацией стало выступление пятнадцатилетней Нади Павловой, Григорович снова выразил Семеняке свое предложение работы в столице.
И на этот раз балерина с огромной радостью приняла его, став частью легендарной труппы Большого театра.
Галина Уланова
Первую главную партию в составе новой труппы Семеняка получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были работать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, так что Юрий Николаевич отдал роль новенькой.
Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще выполнила возложенную партию. В день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги: когда закончился третий акт, и все остальные на сцене и буквально искупали балерину в овациях.
Людмила Семеняка, Андрис Лиепа и Галина Уланова на репетиции. Фото www.globallookpress.com
Особую страницу в биографии Семеняки занимает работа с легендарной Улановой. Конечно, молодая артистка волновалась перед встречей с Галиной Сергеевной.
Будучи ученица Вагановки, она буквально застывала перед фотографией знаменитой танцовщицы, которая висела вместе с другими в коридоре школы. Однако, все опасения были необоснованными. Уланова просто сказала:
«Ну, что, начинаем работать?»
На смену страхи сразу же пришла уверенность, что сотрудничество с педагогом откроет для нее совершенно другие горизонты в любимой профессии. Ожидания оправдались, Галина [ … ] действительно вкладывала в девочку все свои знания и опыт.
Людмила Семеняка и Галина Уланова в гардеробеБрак после знакомства
В столице балерину ждала не только новая интересная работа, но и муж. Брак произошло в жизни Людмилы с легкой руки ее преподаватели: Нина Беликовой.
Женщина, дружила с известной в прошлом балериной Еленой Чикваидзе, мать солиста Большого театра Михаила Лавровского.
Елена Георгиевна, почему она решила, что девушка будет отличной партией для ее сына, хотя между ними была огромная разница в возрасте 9 лет. Она часто обращалась к Людям в гости, сначала та отказывалась, но однажды все согласилась.
До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Но уже на первом «свидании» Людмила поняла перед ней очень интересный мужчина.
Мысль о браке с таким человеком, он показался ей большим счастьем. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на концерт будущей жены. Свадьба была скромной, и буквально на следующий день после регистрации молодожены снова стояли у станка в репетиционном зале.
Михаил Лавровский и Людмила Семеняка балет «Спартак». Фото – Лариса Педенчук
Людмила быстро забеременела, но на эту тему было решено, что невестка должна продолжить карьеру, да и Михаилу ребенок, пока не нужен. Пришлось делать аборт.
Конечно, говорить о невероятной любви, которая внезапно вспыхнула между художниками, не придется. Сначала их брак построен на взаимном уважении, и только со временем, Людмила действительно сильно привязалась к супругу.
Однако он не был в состоянии ответить ей взаимностью. Кроме того, увлекся другой женщиной: девушкой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, сразу же решилась на развод. Без истерики, спокойно и с достоинством, после 4 лет совместной жизни, собрала свои вещи и уехала.
Но если из дома мужа ей удалось сбежать, это придерживаться точно такой же трюк на сцене было невозможно: Лавровский и Семеняка продолжали танцевать вместе!
В какой-то момент танцовщица поняла, что нет силы дальше работать. Психические раны не хотели заживать. Тогда Уланова, личная судьба которой тоже сложилась не так хорошо, как хотелось бы, сказала ей:
«У вас есть балет, спасти тебя может только это».
Семеняка пошла по совету мудрой наставницы: погрузился в репетиции и выступления. Хорошо Григорович давал артистке одну гениальную роль за другой, и это помогло ей пережить болезненное расставание с супругом.
Юрий Григорович и Людмила Семеняка на репетиции. Фото РИА новости
Несмотря на развод, балерина всегда с уважением относилась и относится к своему первому мужу. Практически во всех интервью называет его только по имени и отчеству: Михаил Леонидович. А когда у Людмилы родился первенец, Лавровский стал его крестным отцом.
Блондинка принц
Всю свою творческую жизнь балерина станцевала почти сотней партнеров. Одним из них был «блондин принц»: Андрис Лиепа. Людмила, я знала молодого человека с детства, потому что не раз блистала на сцене в паре с его легендарным отцом Марисом, дружила с его матерью Маргаритой и часто бывала в гостях у пары Лиепа-Жигуновой.
Людмила Семеняка и Марис Лиепа
Для Андриса Семеняка была блестящей актрисой, недосягаемой звездой, которой он восхищался. В какой-то момент это дань переросла в чувство, стал ухаживать за балериной довольно агрессивно и романтично.
У Людмилы не было сил противостоять такому напору. До этого она, как любая женщина, хочу любить и быть любимой.
Несмотря на недовольство матери своего возлюбленного (Маргарита Жигунова не был в восторге от отношений сына с бывшей девушкой), пара оформила свои отношения. Однако отношения, в которых жена — известная во всем мире звезда, а муж только начинает делать карьеру, был обречен. Уже через год молодожены развелись.
Но, выйдя из загса со свидетельством о расторжении брака на руках, они решили начать все заново. В конце концов, период бесконечных разводов и примирений растянулся на шесть лет. В это время Людмила дважды беременела, но по какой-то причине теряла ребенка.
Когда Семеняка и Лиепа в конечном итоге они расстались, балерина встретила мужчину, чье имя не раскрывается до сих пор.
Именно в этих аспектах ей, наконец, удалось стать мамой. Сын Иван появился на свет, когда артистке исполнилось тридцать шесть лет. В декретном отпуске Семеняка не засиживалась, она старалась как можно скорее вернуться на сцену.
Людмила Семеняка и Николай Дорохов в сцене из балета «Каменный цветок», 1990 год. Фото – Александр Макаров/РИА новости
Но карьера танцовщицы не так долго, как хотелось бы. В 1998 году. Людмила попрощалась с Большим театром.
Однако уже в 2002 году снова появился в ее жизни. Только на этот раз артистка уже не сияла на сцене, это делали его ученики: Светлана Захарова, Анна Никулина, Анастасия Меськова, Виктория Осипова и многие другие. Сама Семеняка вернулась в театр в качестве педагога-репетитора.
Она была танцовщица, также попробовала себя в актерском роли: она играла роль Полины Андреевны в «Чайке» Чехова и Леру в постановке «чудо-препарат от боли» в пьесе Злотникова.
Людмила Семеняка. Фото РИА новости/Виталий Белоусов
Неоднократно давала мастер-классы, принимала участие в работе жюри многих международных конкурсов артистов балета, устраивала творческие встречи со зрителями.
Всегда было интересно жить, и это чувство сохраняется, даже когда Большой театр стал для нее всего лишь страницей из прошлого.
Наталья Кожина, «Аиф»
Об авторе