«Зигрфрид-идиллия». Дирижер Лев Маркиз. Фото – Дарья Каретникова
Шутки шутками, но когда-то молодежный фестиваль «Возвращение» состоялся уже 20-й раз.
И при этом не был в восторге, не забронзовел, не скатился в оказался для постновогоднюю рутину. Наоборот — все четыре его программы очевидно, что такого нигде не услышите, что это груз, любопытства, энергии, свежести, музыкального качества и музыкантского неравнодушия на весь год.
На этот раз тематические названия первых трех вечеров окрашены трагически-ерническими цветах: «Муки любви», «Закат», «Эпитафия».
В их непослушные концептуальный винегрет каких только редкостей не было: фортепианные трио Леоша Яначека и Бедржиха Сметаны, лирическая поэма «Закат» Отторино Респиги для голоса и струнного квартета на стихи Шелли, квинтеты советского автора трудно судьба Александра Локшина (двух скрипок, двух альтов и виолончели) и действительного представителя немногочисленной британской композиторской школы Ральфа Воана Уильямса (кларнет, валторна, скрипка, виолончель, фортепиано).
В то же время на фундаментальные произведения камерного репертуара, здесь тоже замахиваются, без страха и с полным на это основанием, — в середине странные музыкальной мозаики неизменные вершины поднимаются Второй секстет Брамса (slave первая скрипка Аленой Баевой) или ми-бемоль мажорное Трио Шуберта для фортепиано, скрипки и виолончели (Екатерина Апекишева, Роман Минц, Кристина Блаумане).
Вальс «Амурские волны», задиристо который открыл фестиваль, (что это имеет общего с той или иной исполняемое сочинение имеет к заявленной теме — по-прежнему увлекательно объясняет брошюра), соседствует в репертуаре пианиста Вадима в сша, так блестяще им полными двумя «Сонетами Петрарки» ференца Листа.
Из наших современных композиторов вместе мирно сосуществовать Петерис Васкс («Обычный»), Тристан Мюрай («Тринадцать цветов заходящего солнца»), Леонид Десятников («Эскизы к «Вс»»), Сергей Ахунов («Квинтет памяти Музыканта») и Сергея Невского («Политика любви» на тексты советских школьниц).
Opus Невского с умной и смелой певицей / актрисой Юлией Корпачевой в качестве солистки-это чрезвычайно удачный и элегантный выход «Возвращения» на узкоцеховую территории концертов и фестивалей современной музыки, необходимость которых в виде этакого сурового гетто сразу кажется сомнительным.
И еще «Возвращение» — прежде всего фестиваль инструментальной музыки (отмечается ее очень небольшое количество пения), а точнее — фестиваль сильных струнников и пианистов. На этот раз их было не просто много, а как-то неприлично много, всех не перечислишь.
В их роскошной компании добавлено несколько ценных духовиков, в которых флейтистки Мария Алиханова и Мария Федотова, кларнетисты Михаил Безносов, Игорь Федоров и Антон Дресслер, гобоист Дмитрий Булгаков (вместе с Романом Минцем — неизменный директор фестиваля), фаготист-патриарх Валерий Попов. И драгоценнее всех — валторнист Станислав Давыдов.
Статусность фестиваля, позиционирующего себя как независимый и дуракавалятельным, однако, неуклонно возрастает. В качестве скромного слушателя в Рахманиновском зале можно было встретить Юрия Башмета.
И все четыре вечера, почтил своим присутствием сияющей старик с горящими глазами, в последний вечер, традиционно назван «концертом по заявкам», который вышел на сцену, чтобы сидеть перед командой из 13 «репатриантов» в кресло и подробно продирижировать «Зигфрид-идиллией» Рихарда Вагнера.
Это был 86-летний Лев Маркиз, легенда из прошлого, концертмейстер оркестра Рудольфа Баршая и Кирилла Кондрашина, один из самых известных советских эмигрантов, в 1981 году, который покинул страну, начальник Амстердамской симфониетты.
Что и говорить, свое 20-летие фестиваля отметил красиво. 20 лет назад казалось, что возрастной принцип «Возвращения» — определяющий. Теперь его уникальность зависит, конечно, не возрастом, а радость от встречи суперпрофессионалов и коллег.
Екатерина Бирюкова, colta.ru
Об авторе