«Фауст» в Зале Чайковского. Фото-Сергей Бирюков
Артисты оперы Гуно выступали против войны и смерти, прекрасную музыку.
Концертным исполнением «Фауста» Гуно в зале имени Чайковского завершился фестиваль » Опера Live, устроенный выдающимся оперным певцом и просветителем Василием Ладюком.
Даже в серии событий, обзор, ходить с середины октября и включившего оперы на сцене («Трубадур»), большие ораториальные и симфонические исполнения («Реквием» Верди, «Песнь о земле» Малера), камерные концерты с участием выдающихся солистов и дирижеров (Динара Алиева, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Александр Сладковский, и т. д.) – «Фауст» стал мощным скоплением звезд, которые вместе с музыкой гениального Гуно, стало одним из центральных событий первой половины сезона в столице.
«Фауст» – специальная опера. Это не только одно из классических произведений мирового оперного репертуара, но можно сказать, что один из образцов старого здания вкуса.
Ссылка на «Фауста» в каком-то смысле возвращает нас во времена увлечения романтизмом, когда пышные и волшебные события привлекает больше, чем жесткая правда чувств. Это сегодняшние оперные театры, если вы посмотрите на их плакаты, ближе к «травиата» и «Кармен» – и сто лет назад, например, Михаил Афанасьевич Булгаков, думая о своем любимом Большом театре, вздохнул он, прежде всего, с «Аиде» и «Фауста».
Оживить для современного слушателя свежесть романтического восприятия музыки – сложная задача, которая требует, прежде всего, высокое качество исполнения.
Василий Ладюк продемонстрировал в ее решении высокую ответственность: будучи одним из ведущих оперных баритонов, пригласил к сотрудничеству солистов первой мировой серии – Ирину Лунгу (Маргарита), Ильдара Абдразакова (Мефистофель), Чарльза Кастроново (Фауст)…
Правда, Карл заболел, замена нашлась в лице Сергея Романовского – но и он, сколько мог, поддерживал star уровень исполнения. Как и дирижер Андрей Лебедев, который в последний момент значившегося в афише глава большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимира Федосеева.
От первых звуков большой увертюры оркестр ввел нас в атмосферу романтической гармонии и сладких мелодий, за которую мы любим Гуно с французским шармом.
Даже говоря о рок, ада и сатаны, этот композитор никогда не перестает быть волшебником, создающим красоту (в отличие, например, от неистового Верди, без оглядки переступавшего по ее канонам, если это было необходимо ему для сценической правды). И этот цвет отлично чувствовал дирижер.
Сергей Романовский показал достаточно высокое качество Фаустом. Его тенор с несколько выпирающим нервная тремолированием естественно воспринимается и хватит воплощения (пролог), и в юношеской части партии. Я думаю, что на самых высоких нотах знаменитой арии из второго действия («Привет тебе, приют невинный») пение досадным образом ходили криком.
Ирина Лунгу, как казалось, начала свою партию чуть равнодушнее, чем она заслуживает ее героиня – один из самых трепетных лирический трагических персонажей во всей мировой культуре. Хотя хрестоматийная ария с жемчугом как поется в доброй вере, но ей немного не на столько наивного подростка «Ах!», изумленной радости «Смешно смотреть мне на себя!»
Постепенно, для третьего этапа (на паперти), и к патетической перекрестке в четвертом (в тюрьме) солист мог разбудить важно и нужно для этой роли струны его души, без которого даже ее неповторимый голос не достигал подлинных высот драматизма.
А вот кто был совершенно органичен в своей партии – так это Ильдар Абдразаков. Мало того, что его бас феноменально, так хочется скаламбурить – чертовски красив, это еще один художник победительно харизматичный.
Даже легкая как бы небрежность его манеры – следствие большого опыта в реализации роли – она воспринимается вовсе не является недостатком, а, наоборот, работала на образ циничного и скучно врага рода человеческого, для которого все, что происходит – веселая возможность весело провести время, играя людскими судьбами.
Именно так, как нужно (ну, может, немного больше», жилисто-мускулистый», чем нужно) стоял юный Зибель в интерпретации сильно-голосистой Валерии Пфистер.
И, как и Абдразаков, практически безупречен был сам Ладюк в относительно скромная по объему, но драматургически важной партии, день святого Валентина, в вашем «правильном» благородством оттеняющей замешанную на чертовщине страсть главных героев.
Богатый выбор хоровых красок, от бравого солдатского пения до экстатического ангельский гимн внесли свой вклад в исполнение «Мастера хорового пения» – команда известного хормейстера Льва Конторовича.
Что касается оркестра и его дирижера Андрея Лебедева, повторю: многокрасочная ткань партитуры Гуно был принят с должным вниманием, чтобы, а иногда и рвением, как, например, в кульминации дуэта героев во втором шаге. (Конечно, не сыграли не только, как правило, опускаемую в постановках сцену в комнате заброшенный Маргариты, но и балетной картины «вальпургиева ночь»).
Вместе с тем баланс звука иногда хромает: может быть, Андрея, подключившемуся только на поздней стадии испытаний, не было времени, чтобы полностью его воспроизвести? Так или иначе, но в оркестровой массе временами тонул даже мощный Абдразаков…
При всем этом овация публики, в конце концов, был заслуженно длинной. И вот началось исполнение совершенно в другом настроении – с траурной минуты молчания. Ведь это произошло вечером того же дня, утром которого разбился самолет с артистами Дважды Краснознаменного ансамбля имени Александрова, доктор Лизой, журналистами, летевшими, чтобы посетить и поздравить наших военнослужащих в Сирии.
В принципе, и участники исполнения «Фауста», а дирекция Московской филармонии имели достаточно оснований, чтобы отменить его. Но они этого не сделали – и очень правильно поступили. Конечно, молчать, думая о трагически погибших следует. Но еще лучше, чтобы почтить память тех, кого так ужасно потерял, это доказать, что МУЗЫКА, несмотря на то, что остается С НАМИ.
Сергей Бирюков, «Музыкальные сезоны»
Об авторе