Юрий Григорович
Вчера в Большом театре чествовали Юрия Григоровича.
Знаменитому хореографу 2 января исполнилось 90 лет. Поздравить мэтра пришли его друзья, коллеги, ученики, поклонники.
«Только Григорович имеет такое эмоция, накалом страстей, которые создают гениальные прочтения текстов русского классического балета»,
– говорил Рудольф Нуреев.
Юбилей учителя Большой театр отмечает большим фестивалем, который был открыт в главном новогоднем шоу – балет «щелкунчик». Фестиваль продлится почти два месяца, за это время здесь покажут 11 балетов, которые Юрий Григорович поставил в Большом театре.
В этот вечер после спектакля Юрия Григоровича долго не отпускает со сцены. Овации и крики «браво» не утихали. Поздравления продолжились и за кулисами, где хореограф ждали художники.
С именем Юрия Григоровича целая эпоха не только в истории Большого театра, но и всего отечественного балета. Создал новый хореографический язык, воспитал несколько поколений первоклассных танцоров.
Именно Григорович обратил на Большой сцене музыки Шостаковича. После того, как в газете «Правда» спектакль «Светлый ручей» назвали «образцом балета лжи», композитор решил больше не сочинять балеты. Но премьера «Золотого века» в постановке Григоровича стала сенсацией.
Восстановил «Каменный цветок» в Мариинке, » переехали «Раймонду» с Новой сцены на Историческую в Большом театре, поставил «Спартак» в Мюнхене. кажется, у Юрия Григоровича месяц длится тридцать дней, а в три раза больше.
В свои 90 он заставляет о себе говорить, восхищаться, его силу и мощь. Где бы не появился, верная свита растет в течение миллисекунды. Иначе и быть не может.
«Приятное ощущение, что все это, однако, неудивительно, что жизнь прошла в Большом театре»,
– признается хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович.
30 лет в Большом – его время достигла успеха золотого века в театре. Это был новый взгляд на хореографию, новое видение, движения, которые сейчас называют классикой.
Когда Григорович пришел в Большой, он был старше подрядчиков, лет пятнадцати, это были совместные поиски и одно дыхание на всех – хореограф и художников. Первый балет – «Каменный цветок», в роли Екатерины – Марина Кондратьева, от которой Григорович потребовал «святых» рук.
«Он все время говорил: «Что ты мне не можешь сделать руки, прямые руки вперед?» Я Говорю: «Как?» Он: «Не так. Сходи в Третьяковскую галерею и посмотреть иконы Рублева». Я пошла… У них такие молящие, плачущие руки»,
– вспоминает прима-балерина Большого театра, народная артистка СССР Марина Кондратьева.
У Григоровича нет простых ролей: за каждым образом – муки поисков. Сейчас уже невозможно себе представить Новый год без «щелкунчика» в Большом. Спектакль идет несколько недель, и билетов никогда не достать. «Щелкунчик» Григоровича – сказка для взрослых о взрослении души.
Сейчас в репертуаре Большогот театра – 11 балетов Григоровича. И один из тех, что идет только несколько раз в году – легендарный «Спартак». Невероятно трогательный, смешной, сильный. Танцевать главную партию – высшее достижение.
«Взлет, когда мужской танец поднялся на большой уровень, потенциально вырос сильно, это 60-е годы. Для этого драмбалет был – Лавровский, Вайнонен, Захаров, дал импульс Фокин, а развитие самое главное, Олимп – это Григорович. Нам повезло очень»,
– отмечает артист балета, народный артист СССР Михаил Лавровский.
Быть на Олимпе с Григоровичем – мечта каждого художника. Его замечания колкие и тонкие, для его славы готовы заниматься в день. Сам он утверждает артистов на роли, и до сих пор отмечает все неточности в исполнении.
«Я сам – актер. 15 лет протанцевал на сцене Мариинки, так что я понимаю, как эта профессия трудна, как огорчительно будет любые замечания, которые вы делаете актера, и наоборот, любой отказ от того, что ты делаешь, тоже работает»,
– говорит хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович.
За время работы в Большом театре – 96 компаний турне по миру. С тех пор русский балет везде знают и ждут. И после ухода из театра – новая труппа в Краснодаре, и опять через время – Большой. Учит, восстанавливает свои балеты и открывает новых звезд.
Канал «Культура»
Об авторе