Иегуди Менухин «Anniversary Edition»
Перед нами один из самых творческих в форме и одухотворенных в содержание публикации легендарного бывшего советского союза лейбла.
Это демонстрация уровня материала, который доступен «от руки», и рассказ о том, как музыка может украсить жизнь, и подтверждение мысли, что форма может и должна быть в соответствии с содержанием.
Для внимания к этому вопроса причина – в прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения одного из выдающихся скрипачей XX века Иегуди Менухина.
Исторические записи, которые включены в этот набор, сделаны во время триумфальных визитов музыка в СССР в 1945 и 1962 года. Иегуди в Москве играл с настроением взрывчатки и комплексные, энергично и энергетично.
Менухин – старый еврейский-российско-американский скрипач – в моей «карьере» слушателя занимает совершенно особенное место, в, таких подразделений – Сеговия, Рихтер…
Это люди, которые звуком уговаривают к тому, что намного больше людей и намного выше правил и слов, и прямой путь – просто каждый называет и понимает ее по-своему. Скрипка Менухина можно слушать бесконечно, как орган. Здесь есть все – и вечной тоски и умная радость, и человечность, и мудрость.
Первые два диска – отражение выступления 45-го года, на них царит напряженная послевоенная эйфория. Качество записи, естественно, иногда нет.
Скрипач вез на экскурсию популярный материал, который соединил эпохи. На первом альбоме – Сонаты: тяжело романтическая Сезара Франка и взвинченная Клода Дебюсси, «Nigun» Эрнеста Блоха, «Румынские народные танцы» Белы Бартока.
Второй жесткий рецензент ждал особенно – его программа феерична. Это сборник незабываемых мелодий – синонимы радостной виртуозности и концерт одухотворенные. Здесь Камиль Сен-Санс – «Интродукция и рондо-каприччиозо», Новачек – «вечное движение», Пабло де Сарасате – «Цыганские песни», Антонин Двожак – «Славянские танцы», и опять Дебюсси – «Девушка с волосами цвета льна», а также баховская чакона из Партиты № 2.
С Иегуди пианисты играют Лев Оборин и Абрам Макаров.
Самый серьезный диск третий (1962). Здесь отрывки из произведений Баха и Бетховена (в том числе из «Крейцеровой сонаты»). Строгость и размеренная задумчивость скрипки соло – особый слух, особая атмосфера, поддержанная нежным сопровождением Хефцибы Менухин.
Диск № 4 (1962) представляет две стороны таланта скрипача, два вида сложности, две сонаты – Бартока и Моцарта. Появляется ощущение единства материала, взятого из разных эпох – как из разных вселенных.
Такие внезапные параллели очень украшают допрос. Диск представился эмоциональном и энергетическом центре коллеции.
На диске № 5 (1962) – концерты Баха (BWV 1041, BWV 1042, BWV 1060R) и Моцарта (№ 5). Это невероятно гармоничная запись композиций формирует принцип восприятия.
Бах звучит моцартовски легко, а Моцарт-баховски глубоко и энергично.
Альбом, записанный с легендарным Московским Камерным Оркестром – дирижер Рудольф Баршай.
Диск № 6 (1962) – вершина виртуозности и романтики, силы и уверенности в себе. Здесь звучат скрипки Соната № 3 Брамса и концерт Бетховена. Музыкальное сопровождение – Хефциба Менухин и ГАС СССР – дирижер Евгений Светланов.
Внешний вид набора, вдохновленная эпохой граммофон, 40-60-х годов XX века и выполнен в форме книги, драпированной показательно непраздничного, деловой и стильный коричневый крафтовым картоном.
«Мелодия» совершила издательский серьезный акт, что в эпоху интернет-одичания становится нормой реальной жизни и условием выживания культуры.
Музыку Иегуди очень не хочет использовать банальные определения, как и для работы любого гения. Она открывает свой мир, через который наш выглядит – такой, какой он есть, без наносных истерики и умностей – таким, каким мы его сами – мы знаем, чувствуем, но понять, сказать, передать свои ощущения – мы не можем. Менухин – смог.
Александр В. Волков, kbanda.ru
Об авторе