Юрий Григорович
Казалось бы, можно было бы ожидать мощных театральных торжества с речами и подарками.
Например, в Мариинском театре, где человек когда-то танцевал, а потом купил себе профессиональное имя на балетмейстерском области (в то время, когда ленинградский театр носил имя Кирова). Или в Большом, где Григорович декады права.
Но юбилей проходит, как-то удивительно тихо.
Мариинский возобновил «Каменный цветок», правда, в новой, авторской редакции. Большой театр пошел дальше: создал двухмесячный фестиваль балетов именинника, в рамках которого переехал его версии «Раймонды» с Новой на Главную сцену. На фестивале идут почти все произведения зрелого Григоровича.
Впрочем, эта юбилейная тишина кажущаяся. Что там двухмесячный марафон, если, по правде говоря, в Большом театре полвека идет перманентный фестиваль Григоровича? Ведь не только большинство его собственных спектаклей сегодня в плакате «главного театра страны».
Но почти все версии классики, в Большинстве есть также в версии «главного хореографа».
Вошла в историю балета, как «Каменный цветок» с 1957 года Григорович бросил вызов морально устаревшие и скромные танца «драмбалету», который имеет много последователей наступила «оттепель» была связана с тупой сталинист «соцреализмом».
Сведение к минимуму (конечно, по сравнению с более ранними зрелищами) рассказ об истории пантомимой, Григорович укрепил доверие к возможности собственно танца. Особенно это удалось в «Легенде о любви» (1961), как писала критика, «поставившей Григоровича к числу выдающихся художественных «шестидесятых», с их … к показному пафосу и строгости деталей».
На классический танец, хореограф, естественно, не посягал (а кто бы из создателей в Советском Союзе мог бы даже подумать посягнуть? и воспитание, основанное на традиции, обязывает, и идеологический догмат не позволяла).
Но Григорович, мало того, что умел хорошо поставить танец поток, еще и ввел в танце многое другое – по отношению к классике – пластических элементов, что именно ее обновленной (по меркам того времени). А тут приехал и «Спартак», с его весом, мужские танцы и, конечно,-жестокой оппозицией хороших и плохих. И как было не оценить это национальная инновации, если в главных партиях вышли Васильев и Лиепа!
С тех пор утекло много воды. В жизни Григоровича случалось всякое. Он стал образцом для подражания и начал – в более поздних балетах – повторять найденное.
Поставил красивый «Шелкунчик как «роман воспитания», может быть, самое лучшее, что человек вообще сделал – и краткосрочной «Ангара», которая не вошла даже в нынешний пространственного фестиваль: видимо, автор счел необходимым возобновить спектакль 1976 года. о советской молодежи в Сибири.
Поссорился с известными артистами (с ними начинал в Большом театре) – и в семидесятые годы завоевал восхищение публики, а также почти официальный статус балетного мэтра номер один, которого не имеет неудач. Из-за ссоры с Фурцевой с финала «Лебединого озера» (хотел трагедию, happy end) – и получил многочисленные государственные награды.
Авторитетных диктатором для одних и заботливого покровителя – для других. Ушел из ГАБТа после конфликта с руководством в 1995 году, а позже вернулся на почетных условиях живого классика.
Основал Комитет танца Международного института театра при ЮНЕСКО и возглавил – неизменно – жюри международной премии «Benois de la dance» и московского международного балетного конкурса.
С 1982 года не ставил новые балеты, но активно раз редактировалось древних, и не перестает это делать. Только что в Мюнхене с большим успехом прошла премьера «Спартака», которую инициировал россиянин Игорь Зеленский – новый худрук Баварского балета.
О Григоровиче написанные статьи и книги, в большинстве активно повторяется слово «гений», но другие авторы, в споре с апологетами, говорят о превращении самого себя новатора в консерватора с однообразными идеями. О творческой биографии юбиляра можно сказать так: стал – по разным причинам – хореографом, который оказал наибольшее влияние на историю советского и, в основном, бывшего ссср балет в СССР и России.
Вкусы нашей широкой аудитории тоже создал, как обычно. И никакие прививки других видов мирового искусства танца, с которыми сегодня легко узнать, как живьем, так и в интернете, с благоговением Юрия Николаевича у нас в стране сравниться не могут.
У именинника, да, это серьезный противник. С влиянием эстетики Григоровича популярности сегодня может сравниться только эстетика Бориса Эйфмана.
Майя Крылова, Получателем
Об авторе