Наконец-то пошел в новый зал «Филармония 2» на филармоническом концерте карты № 90. Первые впечатления были самые благоприятные.
Конечно, чтобы полностью оценить акустических данных зала на концерте, не достаточно. Я 10 марта 2015 г., в симфонической программе Национального филармонического оркестра России п/Тимура Зангиева с солистом-пианистом. В случае, камерный концерт, впечатления могут быть разные.
Программа концерта:
К. М. фон Вебер — Увертюра к опере «Оберон»
Р. Шуман — Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор.54
Солист Рустам Мурадов
А. Год — Симфония № 8 соль мажор. Ор. 88
Национальный филармонический оркестр России
Дирижер — Тимур Зангиев
На концерт Роберта Шумана для фортепиано с оркестром ля минор должен был солировать Филипп Копачевский, но за день до концерта он сломал палец и его аварийном порядке заменить Рустам Мурадов.
Он играет этот концерт раньше, но довольно давно, и время, чтобы освежить память, не совсем, возможно, провести только одну репетицию с оркестром. Мурадов играть в трудной фортепиано концерт фактически с листа и даже на концерт с ноты. Эта ситуация экстремальна не только певец, но и для каждого проводника, даже и более опытный, чем Тимур Зангиев.
Надо отдать должное, не просто молодой, очень молодой дирижер — ему всего 21 год — он блестяще справиться с такой экстремальной ситуации.
Тимур один из самых молодых дирижеров в мире. Хотя он был еще студентом четвертого курса Московской консерватории по специальности оперное-симфоническое дирижирование в классе профессора Геннадия Николаевича Рождество, но Зангиев с 2011 года — постоянный приглашенный дирижер Самарской филармонии. С 2012 г. дирижер — ассистент Московского академического Музыкального театра имени К. С. К. с. станиславского и Вл. I. Немировича-Данченко. В театре Зангиев приводит не только текущий репертуар, но и выступает в роли дирижера-постановщика новые пьесы.
В театре он напомнил, но в концертной эстраде в Москве, он довольно редкий гость, и очень удивительно, что стало доказательством его исполнения в рецензируемом концерте.
Для неподготовленного слушателя появление преступление Зангиева вызывает некоторый шок — за дирижерский пульт дистанционного речь на самом деле юноша, который уверенной рукой ведет оркестр, состоящий в основном из музыкантов, которые были его отцы и даже в деды годятся. Но энергетика Тимура настолько сильна, что подчиняет его волю большого оркестра, который послушно следует за его рукой. Так в рецензируемом концерте. Но так же было и семь лет назад, когда я впервые увидел и услышал 14-летнего Тимура Зангиева. Невероятная энергия исходит не только лицо, обращенное к оркестру, но даже спина, обращенная к залу. Тогда и я не избежал некоторого шока, к концу концерта передается в восхищение!
Слушатель еще что-то-как можно обмануть красивый жест, вдохновленный позой или выражением лица. Но оркестрантов, чем эти дешевые трюки не купишь! Они видят любую фальшь или показуху. На этом концерте было очевидно, что оркестр доверяет молодому дирижеру. Так кто, как не НФОР есть возможность оценить самых разных дирижеров.
Зачином программа превратилась в прекрасный увертюра Вебера к опере «Оберон», который прозвучал из Зангиева очень красиво, а местами даже слишком красивая. Конечно, сам сюжет оперы, имеет особенности, особенно в лиричных фрагменты из увертюры. Это мир фей, волшебных духов, русалок. Сама музыка в них была настолько очаровательной и милой, что не нуждается в добавлении к ней никакой сентиментальности от подрядчика. Тем более, что и НФОР звучал очень красиво.
Очень хорошо для таких экстремальных условиях был исполнен фортепианный концерт Шумана. Самое удивительное в том, что солист и дирижер, несмотря на минимальное количество репетиций, получить хороший ансамбль. Мурадов и Зангиев ни разу не меньше, если где-то, что это произошло на детали, из зала почти заметно не было.
Двери из Мурадова жестковато форте звучал рояль. Это произошло, когда в первой части Allegro affettuoso захлестывали эмоции. Хотя Шуман и указал «с аффектом», но не с надрывом. Во второй части Интермеццо. Andantino Мурадов демонстрирует достаточно хороший пианизм, красивую кантилену. Финал Allegro vivace них точно был выбран темп, позволивший Мурадову показать четкую артикуляцию в пассажах, которые были выиграны без «завалов» в конце. Умеренно быстрый темп позволит поддерживать хороший ансамбль и оркестр. В целом, несмотря на опасения срочной замены солист, фортепиано концерт Шумана звучит очень достойно.
Кульминацией программы стало исполнение оркестром п/Тимура Зангиева Восьмая симфония Антонина Дворжака. Эта симфония играет довольно редко, хотя красоту и глубину содержания, не уступает популярной Девятый «Из Нового света».
Зангиеву прекрасно удалось очень плотно, чтобы собрать симфония форме. Она сочинялась в деревне, в доме, окруженном садом, в мире чешских лесов и полей, и опирается на национальные танцы. Особенно удалось Зангиеву третья часть Allegro grazioso, написана в виде штрафа вальс.
Этот концерт — безусловный успех Тимура Зангиева.
Владимир Ойвин
Об авторе