Альбина Шагимуратова
Еще недавно жители Приморья и не мечтал, что во Владивостоке будут выступать артисты международного уровня. Теперь это реальность.
8 и 11 декабря 2016 на Приморской сцене Мариинского театра – оперное сопрано Альбина Шагимуратова.
Несмотря на юный возраст, завоевала лидирующие сцены от Милана и Лондона до Нью-Йорка и Сан-Франциско. О своей работе и жизни оперная дива рассказала в интервью газете «Владивосток».
Опера «Дон Жуан» на Приморской сцене состоится с участием государства в концертном исполнении, то есть без декораций, костюмов и мизансцен. Труднее ли петь в таком формате?
– Нет, вовсе нет. Иногда это даже лучше. Героиню этой оперы Донну Анну я пою уже давно, и иногда было очень странно постановки. Поэтому концертное исполнение для меня теперь будет даже интереснее. Без костюмов и декораций иногда легче общаться с аудиторией.
– Донна Анна – очень противоречивый и загадочный образ. Дон Хуан убивает ее отца, однако героиня ведет именно к нему, а не к более преданного и любящего Дон Оттавио…
– В моем прочтении героиня любит Дон Жуана, но ее останавливают честь и долг перед отцом, который незадолго до смерти благословил ее брак с Доном Оттавио. Актерски ее очень трудно играть. Донна Анна – единственный загадочный персонаж в опере из всех женских героинь. Даже режиссеры иногда, не всегда могут до конца раскрыть этот образ.
– На Приморской сцене можно реализовать также партию Виолетты в «Травиате» Верди…
– Партия Виолетты выделяется в репертуаре любого сопрано. Это требует невероятной актерской работы на сцене. Я делаю эту картину так: несмотря на свой сомнительный статус и происхождение, Виолетта – благородная женщина. После многих лет пустой жизни она встретила свою любовь в лице Альфреда и практически сразу пришлось его потерять. Виолетта приносит в жертву свои чувства ради любимого.
Задача певца – петь «Травиату» так, чтобы зрители плакали.
Очень много сопрано мечта встретить Виолетту, но есть только несколько версий, которые меня убеждают. На первом месте – это, как ее поет Мария Каллас. В моей жизни опера началась именно с этой певицы. Услышав запись 1962 года, где Каллас поет последнюю сцену умирающей Виолетты, я влюбилась в оперу и решила серьезно заниматься этим искусством.
– К вопросу о странных постановок. В 2011 году в Большом театре вы пели Людмилу в опере Глинки в скандальной версии Дмитрия Чернякова. Некоторые из исполнителей хотели принимать в ней участия из-за разногласий с режиссером. Сначала оказалось близко пользовательские ознакомиться с Черняковым этой истории?
– Да! Кто бы что не говорил про Срывы, мне это нравится, я люблю его. Не все понимают его концепцию, но он открывает счет, все содержание оперы очень глубоко. Он переносит действие в наши дни и показывает важность этой истории в современном мире. Я знаю много людей, которым тоже понравилась эта постановка. Кому-то по душе более традиционные спектакли. Но мы с вами живем в XXI веке, жизнь меняется, а вместе с ней и opera. Полвека назад была совершенно другой.
Если во времена Марии Каллас или Монсеррат Кабалье достаточно просто красиво петь, это сейчас оперный певец должен быть очень мобилен. Реальностью стал сложный план, когда сегодня ты поешь во Владивостоке, завтра в Нью-Йорке, а еще через день в Москве.
Так что вам нужно найти плюсы и в современных постановках. Именно на них можно идти дальше, развиваться. Есть люди, которые говорят: «Нет, нам нужно только красивое пение». Я тоже всегда выступала и буду выступать за прекрасный, красивый голос, за овладение им, за высокое вокальное мастерство. Но к этому необходимо добавить творческую мобильность на сцене. Если режиссер попросит тебя спеть, лежа или стоя на голове, нужно хотя бы попытаться сделать это. Удастся или нет – это уже другой вопрос. Но пробовать нужно, потому что просто стоять на сцене и красиво петь – этого уже мало в 2016 году…
– После окончания Московской консерватории вы будете продолжил обучение в студии при Хьюстонской опере. Что они узнали в Америке?
– В первую очередь иностранных языков. Когда в 2006 году я приехала в Хьюстон, не было ни английского, ни итальянского. Я научилась там языков и много занималась музыкальными стилями. Песни различных композиторов и эпох требуют разного звучания. Петь Моцарта так же, как Верди или Беллини, а не вы. В Московской же консерватории, и, в принципе, она изучала русскую музыку.
Двухлетний стаж в Хьюстоне помог мне адаптироваться в международной среде. Я думаю, что если бы мне не удалось туда попасть, мировой карьеры у меня бы не случилось. В то время я прошла через огромное количество слушаний для дирижеров и руководителей театров. Имея такой опыт, я бы поправила кое-что в российской системе подготовки вокалистов.
– Говоря об обучении. Довольно редко певцы, имеет огромный спрос на сцене, они занимаются обучением молодежи. Уже четыре года работает в аспирантуре в консерватории в Казани. Почему, несмотря на огромную занятость, они решили этим заняться?
– Ректор консерватории несколько лет уговаривал меня принять, по крайней мере одного ребенка, но я отказалась, сославшись на занятость. У меня сложный график работы, а к этому я не была готова взять на себя ответственность за молодого певца. Ведь это не так просто – научить человека петь. Только получив опыт, решила попробовать. Сначала у меня был один аспирант, теперь их три. Кстати, одна из моих учениц – Айгуль Хисматуллина, теперь она работает на Приморской сцене во Владивостоке.
См. также:Maestro Аксельрод представит в Доме музыки «Шедевры на все времена»
Я стараюсь помочь им научиться петь по международным стандартам. Я всегда говорю, чтобы изучил языки: итальянский (так как это основной язык в опере), английский язык (который теперь должен знать каждый певец или нет). И увидела настоящий ответ, огонь в их глазах. Моя семья – муж и ребенок – сейчас он живет в Москве, из-за этого в Казани я появляюсь редко. Поэтому студенты приходят заниматься ко мне в Москву. Но это на самом деле интересно. Педагогика изменила и меня. Благодаря этому опыту у меня что-то новое в себе открыла, как певица, мне это помогает даже лучше петь. Получается какое-то взаимное обогащение.
– В июне этого года участвовали в съемках фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина», не так ли?
– Я пела в этом фильме и кино. В романе Льва Толстого есть сцена, в которой Анна Каренина приходит на концерт оперы итальянской певицы Аделины Патти. Этот момент никогда не снимали, во всех экранизациях его покидали. Карен Георгиевич, в вашем случае очень точно придерживается текста Толстого…
Мне предложили сыграть роль Патти, с огромным удовольствием согласилась. На рубеже XIX–XX веков была большая примадонной. Да, угрюмый характер, из-за чего многие театры не хотели с ним работать. Но Аделина Патти была великой певицей. Даже сохранились старые записи подтверждают ее высокое качество изготовления. Когда я готовилась к работе, слушая, как она поет, и попыталась в своем пении передать ее стиль.
Работа в кино была для меня необычной и интересной. Стрельба состоялась в первом павильоне «Мосфильма». Для оперы были выстроены замечательные декорации. Знаешь, эти три дня общения с Кареном Георгиевичем каким-то образом изменили мое отношение к фильмам и актерам. Елизавета Боярская и ее муж (Максим Матвеев, играющий Вронского. – Прим. авт.) – просто замечательно! Я осталась под большим впечатлением.
– Интересно, что свою дочь он назвал Аделиной именно в честь легендарной Патти, и через несколько лет вам предложили сыграть роль этой певицы.
– Это только совпадение, потому что дочь я родила в 2014 году. Конечно, я думала о Патти, и вообще нравится мне это имя. Карен Георгиевич позвонил мне уже в 2015 году, несколько месяцев после рождения Аделины.
– А вы сами какие фильмы вы смотрите в свободное время?
– Старые фильмы я люблю, наши советские. Но в последнее время практически не включаю телевизор: либо не понял, либо сознательно не смотрю их ребенка. И компьютер не включаю, и планшет прячу.
– Почему такие ограничения?
– Планшет парализует мозг. В телефоне можно застрять на два, три, пять часов! Зачем засорять детскую голову? Когда я росла, не было всего этого. Моей дочери третий год – это, конечно, милые дети время: игрушки, мультфильмы для детей,… я включаю сказки в исполнении Олега Табакова.
Сейчас Майка стала ходить в детский сад, и воспитательница замечает, что она слушает, когда читают. Остальные дети чем-то другим заняты, им неинтересные сказки. А ведь это развитие воображения. Аделина любит только классическую музыку: Моцарта, вальсы Штрауса. Если я ставлю джаз – она выключается. Всегда пою ей колыбельные, и без них мы не можем заснуть.
– В одном из интервью вы сказали: «Классическая музыка значительно обогащает современного человека». Каким образом?
– Классика может только обогатить человека высокого уровня интеллектуального развития, который стремится развиваться. Я никогда не ходила на эстрадные концерты, потому что я не вижу, что может научиться от этих исполнителей. Вы не можете стоять на одном месте, нужно все время взорвать ваш мозг. Читать, узнавать что-то новое. В сегодняшнем, современном мире, это трудно, я знаю. Но нужно найти хотя бы полчаса или час, чтобы открыть книгу или пойти в оперный театр или театр. Я стараюсь окружать себя умными людьми, общаться и самой развиваться.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать певицей, которой подчиняются ведущие сцены мира?
– Конечно, это невероятно сложный, трудный путь. Легендарный тенор Пласидо Доминго говорит: «Если через месяц не выступаю на сцене – ржавею». Ему 75 лет, а он до сих пор поет! И это правда: если долго сидишь в доме, начинает поддаваться. Всегда хочется выступлений, бурные аплодисменты, аплодисменты, крики «браво», увидеть восторженные глаза зрителей…
Получая обратную связь положительную реакцию из зала, художник заряжает и горит на сцене. Почему Валерия Гергиева такой сумасшедший график? Он без этого жить не может. Это человек, который привык к определенному ритму жизни. И я тоже. Что нужно для достижения успеха? Прежде всего, трудолюбие. Без этого никоим образом. Тогда удача, счастье. Но, к счастью, как это вытекает из трудолюбия. Она не падает с неба, нужно заслужить это. И, конечно, талант – это то, что указано выше.
Наталья Рогудеева, газета «Владивосток»
Об авторе