Филипп Чижевский
M24.ru по-прежнему образовательную рубрике, в которой просит концертирующих музыкантов помочь неподготовленным слушателям понять и полюбить произведения этого композитора.
Дирижер Филипп Чижевский готовит со своей командой Questa Musica, программа из произведений Баха. Один из них – младший кантате «Трагическое событие» – посвящен этот материал.
О Бахе трудно говорить. Исполняя его музыку, мы интерпретируем молитву. Бывает, ловишь себя на мысли, что он нашел что-то новое, чтобы читать его партитуры, но вы знаете, что есть определенные табу. Так что принимать его музыку всегда немного боюсь, но это чувство сопровождается и желание ее выполнять. Мне кажется, что музыка Баха может звучать до конца времен.
Бах требует от слушателя определенного напряжения. Здесь для интеллекта и подкованности в аспектах философских учений должна появиться усердная молитва.
Для себя я считаю Баха православным. Он может и должен звучать в наших храмах. Через свои произведения, как для живого человека, молится за нас, на земле, в отличие, скажем, от Моцарта, который посылает гримасы из другой галактики.
Музыка Баха – как собор, когда в который ты чувствуешь величие этого места. Открыть счет – открыть двери храма. Бах ни от кого не дистанцирован. Кто-то попадает в гармонические особенности своего языка, кто-то сдержанно или, наоборот, эмоциональностью. Я говорю противоречивые, но, на мой взгляд, это в полной мере относится к его музыке.
Бах – это полнолуние. Исполняя его музыку, часто с головой уходим в нюансы, акценты, навыки фразировку и найти для себя этот процесс более увлекательным, чем постижение самой духовной идеи, в эфире композитора. Бах требует, отличный баланс между соблюдением дисциплины в охвате целого и стремлением к детализации. В эту ловушку попадают очень авторитетные музыканты, которые подвергаются искушению и насладиться деталями, так, как будто на них льется дождь из шампанского. И в этом, в принципе, нет ничего удивительного.
Когда я учился в хоровом училище имени Свешникова, мой преподаватель фортепиано часами рассказывал мне о мотивную систему Баха: тема креста, тетрахорд «сошествия в могилу» и т. д. не Имеет мистический триллер не сравнится с интересом, которые вызывало рассказ о зашифрованных в партитурах Баха символах.
Кантата 106 Actus tragicus
Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit
Кантата траурная церемония – одно из первых произведений, созданных Баха в этом жанре. Вошла в каталог под номером 106.
Трудно сказать, чем был вызван столь трагический сюжет, но очевидно, что на тот момент (1707 года) это не было связано с событиями в жизни 22-летнего композитора.
Он только вступил в должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене. Скорее всего, это заказ, и речь шла о смерти некоего великовозрастного князья. Бах отнесся к работе очень тщательно.
См. также:Хорошая музыка и кошки приятно
Кантату отличает интересный состав инструментов – две блок-флейты, две виолы да гамба и континуо. Виолу да гамба Бах использует в своей музыке в особых, часто в трагических моментах, например, в знаменитой арии из «Страстей по Иоанну» – Es ist vollbracht! О Trost vor die gekränkten Seelen!
В кантате 106 Бах использовал несколько канонических текстов: отрывки из Деяний апостолов, псалом № 90, Книга пророка Исаии, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова и другие. И, кроме того, текст поэта Адама Ройснера, современных Мартина Лютера.
После первого исполнения кантата долго оставалась невостребованной музыкантами. Ее рождение произошло в мае 1833 года, когда во Франкфурте-на-Майне кантату исполнил «Общество Святой Цецилии».
В ней много внутреннего воздуха. Перед каждой следующей фразой образуются некоторые пустоты – солирующий голос умолкает, потом возникает зазор – и по-прежнему инструменты. Мне это напоминает вторую часть симфонии № 64 Гайдна, где вместо согласия композитор пишет паузу. Гайдн – тоже удивительная личность, продвинутый авангардист своего времени.
И. С. Бах, Кантата BWV 106:
Баховская кантата практически вся написана сквозным образом – здесь абсолютно не чувствует конкретного разделения на части.
Открывается произведение в целом инструментальная сонатина. Первый хор вписывается в арию тенора, после инструментальной каденции инициативу поднимает бас. Затем идет фугато на текст: «Вот – от века-определение: человек, ты должен умереть». И вдруг вступает сопрано соло, подобно тому, как голос с неба («Се, гряди, Господи иисусе!»).
В этом эпизоде я слышу призыв из Восьмой симфонии Малера, где во второй части звучит небольшой, но фантастическая красота партия у сопрано (Матер Campo). Продолжается фугато параллельно с линией сопрано, в партии которой (последние такты) появляются юбиляции в путь Монтеверди, с некоторыми восточными мотивами. Голос как будто прерывается в одиночестве.
Бах не делает, что традиционные решения в этой сильной музыки, пишет еще один пустой такт и ставит фермату на паузе – для понимания того, что произошло. Ему нужно разрешение в тишину…
В следующем номере альт соло поет: «В руки твои предаю я дух мой». В ответ (в партии баса) мы слышим голос Иисуса – «ныне же будешь со мною в раю». И далее следует хор, который поет альтов (с хором) – «С миром и радостью я отхожу в воле божьей».
После драматических событий все венчает последний хвалебный хор, который, однако, заканчивается на piano элегантные трелью флейты.
Это удивительно, сколько всего ему удалось синтезировать в этой маленькой кантате, которая в значительной степени спроецировала его еще большие шедевры.
Юлтя Чечикова, m24.ru
Об авторе