Одиннадцать девочек Нетребко

Автор:Аида Воробьёвa

Одиннадцать девочек Нетребко

Анна Нетребко

Арии из опер Чилеа, Джордано, Пуччини, Леонкавалло, Каталани, Бойто, Понкьелли.

Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, хор и оркестр Национальной академии Санта-Чечилия», дирижер-Антонио Паппано.

В течение последних шести лет Анна Нетребко прошла впечатляющий путь на оперной сцене и в то же время выпустила два сольных альбома. «Чего их плодить, эти диски», — так в двух словах звучит ее собственный объяснение.

Если вдаваться в подробности, окажется, что нынешний альбом должен был выйти на год раньше, но и записывать его, Анна Ю., я поняла, что выбрала не тот оркестр и не этого дирижера. Да, и не виолончель: инструмент, солирующий в арии из «Андре Шенье» должен «стоить миллионы».

Специфический, но тем не менее настоящий перфекционизм принес свои плоды. Оба альбомы 2010-х, во-первых, очень хорошо, во-вторых, хотя и двумя точками, но верно построить вектор развития Нетребко.

Давно освоенного ею раннеромантического бельканто вполне достаточно, чтобы работать на оперном олимпе. Но Нетребко, в соответствии с внутренним и внешним голоса, двинулась вперед и зашла в золотой век итальянской оперы, то есть для Верди (2013). А теперь, зацепившись за первые три буквы, проложили путь от Верди до Verismo (2016).

Анна Нетребко: «лучше я скажу, что про меня придумают»

Итальянский серебряный век не похож на нашего, но это тоже был взрыв. На сцене мы простые люди, певшие, стонавшие и кричавшие о своей боли, любви и смерти.

Если вчитаться в либретто веристских опер, будет не по себе: это серия чудовищных историй об убийствах детей, матерей и близких, чувство вины, самообмане и желание самоубийства. Как и каждое направление, искавшее истины, в искусстве — от русского реализма до вербатима, — веризм упивался разговорной лексикой.

Но музыка в то же время вела свою игру с помощью истину слова для свободы и красоты звука. Поэтому фермеры не веристов поют роскошные и головокружительно сложные арии, в вокальной аристократизме оставляя позади королев и мифологических богинь.

Главное достижение Нетребко — в том, что она сделала это трудно формулируемый парадокс реальностью своего альбома. Тексты ее героини — это концентрированный Достоевский, и идти она дальше дома и понятной для русского человека, пропасть, также будет специфический национальный опыт.

Но она предпочла другой, правильный путь. Ее веристский вокальный — все это бельканто: пусть усложненное, обогащенного, где-то деформации драмой, но красивое пение.

Красивые, например, его записали ровностью, уходящую почти до совершенства. Только самые верхи являются Нетребко сложнее, чем раньше, но и это обращает в достоинства: большое напряжение, которое возникает на всякой высокой ноте, делает эту ноту выигрыша, точка x, в которой сначала ждешь, потом помнишь. Мгновенная и бескомпромиссная кульминации работают как гроза, разряжающие душный воздух.

В этом смысле единственным очевидным и необоснованных надзор — знаменитый верхний си-бемоль в арии Тоски, которая Нетребко снимает раньше времени, разрывая одну из самых красивых пуччиниевских фраз.

Обложка альбома Анны Нетребко «Verismo»

Везде голос Нетребко не только, как должно быть, парит над оркестром, а ведет его за собой, приводит позднеромантической музыкальной здание. Звукорежиссеры Deutsche Grammophon, конечно, сделали все, чтобы подчеркнуть мощь своей героини.

Микрофоны ловят каждый ее вздох — кажется, что ты не в партере, а на сцене рядом с ней, почти касаешься ее губ. При этом звук «кинескоп» устойчивое гулкой (иногда слишком) ревербом.

См. также:Николай Мясковский. Избранные симфонии

Что касается содержания диска, Анна Юрьевна занималась лично, и это чувствуется. С одной стороны, гости тянет на антологию: семь композиторов (редкий музыковед с ходу назовет семерых веристов) и одиннадцать героини. С другой, выразительные пробелы.

Не Масканьи, но Бойто, который веристом не был, но создал идеально вписавшуюся в альбом арию Маргариты. Нет Мими из пуччиниевской «Богемы», которая Нетребко спела давно, но у меня обе героини «Турандот» — неприступная принцесса и трогательная рабыня.

Конечно, певицы показать две противоположные стороны — предмет гордости. Но на самом деле и эти две, и все остальные партии выстраиваются в одну. Нетребко не столько создает разные характеры, сколько показывает общность одиннадцати своих веристских подруг, свое alter ego.

До конца диска мы остановимся на главном герое веризма от имени Джакомо Пуччини, а потом и на определенной его опера «Манон Леско». В альбом помещается весь финальный ее поступок, да еще и ария из второго действия.

Причины две: во-первых, именно эту оперу Нетребко сейчас поет на лучших сценах мира, в число которых, в конце концов, попал и Большой театр. Во-вторых, дебютируя в партии Манон почти три года назад в Риме, встретила своего кавалера де Грие — азербайджанского тенора Юсифа Эйвазова.

Оперная певица Анна Нетребко выпустила новый альбом

В музыкальных кругах многие знают, что сейчас Анна Ю. отказывается от участия в проекте, если в нем нет места для мужа. С точки зрения чистого искусства, непотизм можно было осудить, но в данном случае важнее то, что искусство Нетребко идет на пользу. На верхние, например, она взлетает в альбоме только два раза, и оба раза благодаря высокой поддержке Юсифа, поющего в октаву.

Биография Нетребко сейчас все больше и больше вызывает в памяти неожиданную, на первый взгляд, сходство — с Михаилом Плетневым. В очень молодом возрасте он выиграл конкурс Чайковского, и к тридцати уже приобрел международную известность. Играл он тогда здорово, но не только, а настоящий Плетневым стал гораздо позже.

Аналогичный путь проходит Анна Нетребко: именно сейчас он находит в себе неизведанные богатства, становится уникальным. Это редкость для певицы счастью — 45 лет исследовать новые музыкальные пространства, экспериментировать и выиграть — счастье, где горит, и альбом Verismo.

Альбом Анны Нетребко номинирована на премию «Грэмми»

Если оценивать этот диск с высшей точки зрения — например, с высоты Мария Каллас, которую Нетребко разбирается, то надо признать, что мастерскому, отличное пение, пока он не тянет, сражающей наповал харизмы, магии проникновения в слушательское сознание. Но именно то, какой прогресс Anna Yu уже показала на дороге, позволяет надеяться, что лучшая запись еще впереди.

А с исторической точки зрения уже выпущены его альбомы важны даже не столько субъективные подвиги Нетребко. В первый раз — и это происходит на наших глазах — российская певица, выпускница российской консерватории создает всемирный канон современного исполнения бельканто, Верди, а теперь и веристов.

Поверить в это почти невозможно, пока не нажмешь еще раз кнопку play.


Ярослав Тимофеев, Musium.org

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ