Молодой Билли (Юрий Самойлов) находит поддержку у старого Датчанина (Роберт Ллойд). Фото – Дамир Юсупов / Большой театр
Постановка оперы Бенджамина Бриттена, сделанные в копродукции с англичанами, в очередной раз доказывает, что главный театр страны открылся мировой культуре.
После трех часов оперы, состоящей из двух больших актов (второе издание, 1961), кажется, что он совершил большое плавание, и он вернулся к себе, накапливая духовный опыт, объемом всю жизнь.
Так задумано автором: история молодого моряка, красивой и невинной, как ангел, разве что немного жарко на руку, вздернутого на рэя в силу суровых военных законов, становится частью жизни всех, кто его знал, и первое, капитана Вверх, кто, возможно, мог бы спасти его.
Ключевая сцена оперы – суд. Военный трибунал, который отчаянно не хочет осудить на смертную казнь моряка, который случайно отправил на тот свет обвинителя-кладовщик, и зовет к жизненной мудрости капитана – но ее нет, есть только долг. Перед смертью осужденный прощает и благословляет капитана, передав ему для спасения часть не такой рай, как поэтической истины.
Военный корабль бороздит воды в случае отсутствия четкую цель: враг появляется только один раз, в начале второго акта звучат мощные хоры, оружие, похоже, залп, но и он полетел, и туман снова возвращают очередь вещи, известные в течение. Корабль – это метафора мира, которая была на нем история – вариации на тему евангелия, в которых есть роли Иисуса, Пилата, Иуды.
Удивительное мужество оперы в том, что Бриттен и его либреттисты, Морган Форстер и Эрик Корзье, объясняют, как устроен мир, легко дозирования без женщин, – в опере нет ни одной женщины партии. Однако любовь драма: демонический Клэггарт решает уничтожить молодого человека именно за его светоносность, которая является болезненным для его собственного существования.
Чтобы дать такого воззрения на мир, художественное слово, нужно быть Бриттеном. Часто создается впечатление, что музыка, играемая оркестром, уходит далеко от событий, забывая о них и рассказывают собственные истории. Этому есть объяснение: Бриттен писал музыку моря, несущая стихия этого корабля.
Однако фотографии в «Билли Бадде» абстрактнее, чем в рыбацкой оперы «Питер Граймс», а сценограф Пол Steinberg и не блокирует работу в кубриках и каютах, лишая зрителя не только морских видов, но даже соляной. Тогда начинает казаться, что оркестр Бриттена, играет жизнь самой природы человеческой души, путешествующей сложные способы.
В новом спектакле Большого театра, оркестр и, самое главное, перетекающее ценными свойствами звука, меняя цвет, как это делают глубокие животные. Под управлением Уильяма Лейси, давно известного польского слушателя, оркестр находится в нескольких оттенках: прекрасно звучат солирующие инструменты, саксофон или бас-кларнет, низких струнных и арфы создают отличные группы, четыре флейты вместе играют так осторожно, как одна, и, наоборот, семь барабанщиков заполняют театр боем в мембраны, медь кольца заполнены tutti.
См. также:Большой театр торжественно представил «Евгения Онегина» на сцене «Ла Скала»
Восхитительно и мужской хор из пяти десятков певцов, справляющийся и с удалыми шанти – песни моряков, и с многослойной полифонии, и с батальным оптом.
Оперу, изданном в копродукции, показали сначала в Лондоне на сцене Английской национальной оперы, потом в Берлине в Дойче Опер. В Москве состав певцов в большей части другой, но и доминировать в нем, приглашенные солисты, которых искусство может служить примером английской просодии и владения стилем Бриттена.
Капитана Вира поет Джон Дашак, знакомый нам, в «Катерине Измайловой», роль которого начинается с Пролога и заканчивается Эпилогом. Весь спектакль – его воспоминания; артист играет всю жизнь, показывая героя в силе и слабости, в блеске капитанской славы и тщете бессильной старости.
Голос его интонационно богат, хотя иногда качается. Антипод капитана – одержим разрушением Клэггарт предстает яростно сильный (голосом и дополнительный) плохой в исполнении Гидона Сакса. Билли Бадда зовут Юрий Самойлов, но он тоже певец из Европы с красиво льющимся баритоном и сценическим обаянием: баллада, сознательно просто написана Бриттеном, в которой герой прощается с жизнью, безотказно довела до слез.
Событие – великий ветеран первой мировой войны сцены Роберт Ллойд в небольшой партии старика Dane: его благородный бас и сценическое обаяние ничего не мерцали. Джонатан Саммерс и Даррен Джеффри поют членов суда, но в его составе не теряется и наш Олег Цыбулько.
Остальные роли, поют – и хорошо, – артисты Большого. Особенно богата в роли Новичка, сначала выпоротого, а потом согласившегося на предательство, которую нервно и точно выполняет Богдан Волков, недавнее Ленский.
Одевается в роли от маленьких до больших – заслуга постановщика Дэвида Олдена, который подробно работал с артистами, и на московской сцене. Известный без интерпретации, на этот раз он с почтением сохранил в холста оригинала, ограничившись скупыми, но точными мизансценами.
Только один раз режиссер нарушает границу между прошлым и настоящим: капитан Вир руководит подготовкой к смерти, уже из более поздних воспоминаний, будучи слабым стариком. Этого оказывается достаточно, чтобы история фор-марсового матроса королевского флота отозвалась и в современном студента.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе