Денис Азаров: «мы должны заниматься современной музыкой»

Автор:Аида Воробьёвa

Денис Азаров: «мы должны заниматься современной музыкой»

Денис Азаров. Фото Ирина Шымчак

Когда в начале ноября «Золотая Маска» объявила номинантов, среди них оказался и спектакль «Геликон-опера» в постановке молодого режиссера Дениса Азарова «Доктор Гааз».

С Денисом мы знакомы еще со времен его работы в оперной студии «Московский молодежный оперный театр», когда я брала у него интервью накануне его постановке «Свадьбы Фигаро» в Доме музыки, а было это в начале 2013 года.

С тех пор Ян времени зря не терял, поставить спектакли, один за другим, то у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», в Камерном театре им. Б. А. Покровского в Театре имени Ермоловой, а с 2014 года стал режиссером-постановщиком Театра имени Ф. В. Волкова в Ярославле (который, кстати, также номинированы на «Золотую Маску»).

Постановка оперы молодого композитора Алексея Сергунина «Доктор Гааз», была сделана Денисом в «Геликоне» в апреле этого года на книгу Людмилы Улицкой. Уже тогда стало ясно, что эта работа – нерядовая. Так оно и оказалось.

Впрочем, личность удивительного человека, который стал главным героем оперы, «святого доктора», как его называют, переворачивает сознание и заставляет посмотреть на мир совершенно другими глазами каждого, кто к ней прикасается…

«Доктор Гааз» и стал поводом для новой встречи с Денисом.

Номинация на «Золотой маски» за постановку оперы «Доктор Гааз» стала для вас неожиданностью?

— Да, конечно. Мне утром пришло сообщение от моего друга, актера из Ярославля, в котором меня открытка с номинацией. И я подумал – он не сошел с ума? Я ведь даже не посмотрел номинации «Музыкальный театр».

Приятель мне говорит: включение ниже! Увидел и удивился. Потом все начали меня поздравлять, было, конечно, приятно.

— Когда мы работали над постановкой «Доктора Гааза», какие у вас чувства по отношению к главному герою, к тому, что Алексей Сергунин пытался выразить своей музыкой?

— Когда ты делаешь какой-то спектакль, вы любите его в любом случае. И любишь всех персонажей.

Мне трудно сказать, какое у меня было отношение… К самой опере, скажем, немного. Быть может, потому, что музыка этого спектакля нормам так, что выделяется из тенденций современной академической музыки. Так же, как и современные, но не такой, которой мы привыкли, чтобы увидеть и услышать сегодня.

Поэтому я был очень любопытно, как она поведет себя в театре. Интересно было снова ее слушать и вновь найти интересные вещи для себя, даже, скажем так, неожиданные.

— А личность самого доктора Гааза?

— Уникальная. В массовой культуре, к сожалению, забытая.

Безусловно, создать спектакль о этого человека – это огромная ответственность. Но у меня была большая помощь со стороны композитора: жанр оперы был определен им самим, как опера-коллаж, и это помогло мне, режиссеру, в связи с этим сделать своеобразный визуальный коллаж, может быть, даже не связанные с конкретной историей, построенный на ощущениях и интуиции.

Людмила Улицкая: «Opera! Сойти с ума!»

— Как вы думаете, постановка этой оперы привлекает внимание к ситуации, которую я когда-то пытался изменить, доктор Гааз, в нашем, современном обществе?

— Я слабо в это верю. И даже более, чем уверен, что зрители, которые ходят в театр, о личности доктора Гааза знали. У меня как-то впечатление.

Но мне показалось интересным другое: буквально за короткое время, не буду говорить точно, может через пол года после релиза, я узнал, что в Театре.doc они сделали спектакль «защитники прав человека», которая посвящена доктору Гаазу. Не думаю, что это как-то связано с нашим спектаклем, но об одном это говорит точно: эта личность почему-то, по каким-то тем или иным причинам, опять начинает значимых, интересных людей.

Так совпали. Меня этот факт очень доволен. Это означает, что мы в «Геликон-опере», как-то интуитивно попали в правильную тему, которая сейчас висит в воздухе, и о которой сегодня нужно говорить.

Я хочу верить в то, что человеческие ценности, которые так защищал герой оперы, по-прежнему будут существовать в нашем мире.

— А ведь это даже не человеческие ценности. Это ценности над человечеством, которые защищены доктором Гаазом совершенно безнадежно.

Виталий Фомин в роли молодого Гааза. Фотографии -Антон.

Да, конечно, он сделал очень много, и, вопреки общественному мнению, вопреки социуму. Я не имею в виду – «революционный» или что-то в этом роде. Вопреки – как по отношению к бетонной стене. То есть, ты и чудак, ты слабак, ты и фрик, а ты и сам не знаешь кто ты. И никто не понимает, зачем ты это делаешь абсолютно в ущерб себе…

Это уже такая ограниченная крайняя степень существования, когда человек уже не принадлежит себе, он принадлежит к самым высоким. Он принадлежит к Вечности. Но это не пророк, пророк ведь что-то сообщает. Это служение. Мне так кажется.

— Как вам работалось в «Геликон-опере»?

— Отлично. Работа велась, как это бывает при каждой постановке, со своими радостями и проблемами.

Мне кажется, что на первом этапе все исполнители, солисты, хор и оркестр, понять жанровую специфику спектакля, а у нас все сразу пошло не очень гладко – мы говорили на одном языке, а это очень важно.

Мы были в одной системе координат, так что трудностей в общении в театре просто не было.

См. также:»Viva Maria!»: в театре «Геликон-опера» начинает проект «Лига Maestri»

— Вы думаете, что этот спектакль имеет шанс на долгую жизнь?

— Да, все в порядке. Особенно учитывая, что оперные спектакли, в отличие от драматических, живут дольше.

Наш спектакль вполне последовательным с точки зрения внутренней структуры, и даже, если у него будет большой перерыв, при некотором стечении обстоятельств, не влияют на него разрушительно.

Денис Азаров на репетиции оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз». Фотографии – Антон.

А если речь идет об аудитории… Постановка была сделана в Белоколонном зале княгини Шаховской, а это небольшой конференц-зал. Мне кажется, что всегда будет полон, несмотря на то, что это современная музыка. Ведь «Геликон-оперы» имеет своих поклонников, которые постоянно ходят в театр, и публика, которая приходит на имя «улицкая».

Я думаю, что это совпадение, у спектакля есть все шансы, может, и не такая длинная, но, по крайней мере, хорошую активную жизнь. Ведь спектакль может иметь долгую жизнь, при этом очень скучные и ненужные. Понимаешь?

— Да. Есть такие вещи, которые вы увидите через пять лет после их создания, и вы поймете, что они актуальны и интересны.

— А некоторые вещи, которые поставлены сейчас, кажется, не важно, а через пять лет становятся актуальными. Такое тоже бывает.

Театр – это живой организм, который зависит, и отвечает, и рефлексирует на то, что происходит здесь и сейчас, вокруг него и на улице. Как меняется жизнь, так меняется и театр. В связи с материалов снова становятся актуальными, или перестают такими быть. Это нормально.

— Денис, я сейчас задам вопрос, который, наверное, банально. Но без него никак.

Когда ставили спектакль «Доктор Гааз», вы, конечно же, был свой план. Вам удалось его реализовать, как вы думаете? То, что вы хотите сказать людям?

— Я думаю, что да. Но из моего личного опыта я знаю, что очень часто идея, с которой ты приходишь на первую попытку, явно обменять на премьере. Вы думаете, что находится в доме, а потом, в течение репетиций в театре, план начинает свою собственную жизнь.

Мне кажется, что это нормально и хорошо, если это происходит совместно с художниками. Если какая-то моя идея в той или иной форме, сохранилась до последнего аккорда на сцене, это значит, что это работает, это значит, что это правда.

— Этот спектакль просил у вас в памяти? Как-то выделился среди других работ?

— Во-первых, для меня это своеобразное возвращение в оперу. Я очень долго не ставил опер, хотя начинал как оперный режиссер. И это было для меня очень ценно, что Дмитрий Александрович Бертман доверил мне эту штуку, и именно в этом театре. Я был этому очень рад. Это для меня было как бы некоторое возвращение в оперный мир.

Один раз не переживал из-за этого, но в прошлом году, могу сказать честно, что мне уже хотелось что-то сделать и в опере. Я хотел, чтобы люди пели.

Хотя, конечно, это не значит, что я ухожу из драматического театра opera house. Не, я все время хотел это объединить.

Сцена из оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз» в постановке Дениса Азарова. Фотографии – Антон.

Подводя итог, для меня эта постановка в «Геликоне» является важным по нескольким причинам: во-первых, вернуться в оперу, после долгого перерыва. Во-вторых, это опера с современной музыкой, которую я очень люблю и готова заниматься постоянно, даже, наверное, больше, чем классическим материалом (я сопереживаю современных композиторов, мы с тобой в последнее время много об этом говорили). Я считаю, что это правильные вещи: нам придется иметь дело с современной музыкой.

Ну, а в-третьих, мне кажется, что действительно сделал очень хорошую работу, за которую лично для меня, по моим критериям, не стыдно.

Не знаю, хорошо ли это или плохо, талантливо или бездарно, модно или немодно. Это вопрос к аудитории или критиков.

У меня критерий простой. Я, как режиссер, я смотрю и вижу, что мне за это не стыдно. Это значит, что вопрос решен, и поэтому этот спектакль у меня останется в памяти, как вернуть в opera мир, на основе современного материала, и именно в этом театре, в котором я давно хотел что-то сделать. И надеюсь, что еще сделаем.

— Над спектаклем «Доктор Гааз» вместе с тобой работала молодая команда – художник-режиссер Дмитрий Горбас, художник по костюмам Ваня Боуден, видеохудожник Михаил Заиканов, композитор Алексей Сергунин и дирижер Валерий Кирьянов. Противоречий, споров, темперамента дискуссии не было?

— С создателями спектакля – Дмитрий Горбас, Ваня Боуден, Михаил Заиканов, мы сделали не один спектакль. Уже даже больше друзья, чем коллеги, и мы понимаем друг друга на невербальном уровне.

Авторы и постановщики оперы Алексея Сергунина «Доктор Гааз». Фотографии – Антон.

С работы Алексей, было очень приятно, он был готов к коррекции, ходил практически на все попытки, быстро реагировал на какие-то наши предложения.

С дирижером Валерием Кирьяновым я работал в первый раз и, как мне кажется, это был прекрасный опыт.

Я думаю, что одним из основных залогов успеха оперного спектакля, является соглашение между дирижером и режиссером. Важно добиться, чтобы ни один из элементов – музыка и театр, не обслуживали себя, а стали одним целом, чтобы они не могли существовать друг без друга отдельно. А именно сотрудничество дирижера и режиссера, их понимание.

Мне кажется, нам удалось.

Беседовала Ирина Шымчак

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ