85-летию Софии Губайдулиной отмечали в Малом зале консерватории. Фото – Марина Карасева
Концерты музыки Галины Уствольской и Софии Губайдулиной.
По удивительному стечению обстоятельств, два вечера подряд, один за другим, в консерваторских залах прошли монографические концерты двух главных женщин-композиторов нашей истории, музыки, сочинения, которые, как правило, звучат редко или очень редко.
Одна комната была заполнена хорошо, с другой — очень плохо. Что, впрочем, никоим образом не влияет на несомненном величии обеих фигуранток.
85-летию Софии Губайдулиной отмечали в Малом зале консерватории с камерами, стоячей овацией, приветственные речи ректора консерватории и председателя композиторского союза.
Не изменяющаяся маленькая женщина в брючках, с детскими глазами и вьющимися неразберихой на голове приехала в Москву из деревни под Гамбургом, где довольно одинокий отшельник живет с начала 90-х, присутствовал на репетициях и пообещала, что за несколько дней добраться до родной Казани, где тем временем был открыт посвященный ей ежегодный фестиваль Concordia.
На сегодняшний день это признанный классик советского авангарда (как бы парадоксально это не звучало), легенда эпохи «московской троицы» (Шнитке, Губайдулина, Денисов) и в то же время фигура вне времени и пространства, православная татарка, которая живет в Германии, занят служением вечному и поиском мировой гармонии.
Владимир Тонха и София Губайдулина. Фото – Анна Тонха
Метафизика соседствует она с осязательностью, физиологичностью, тембровую материю в ее музыке, кажется, можно потрогать. Виолончель, аккордеон, депозиты барабаны — это ее узнаваемые голоса.
На деньрожденном концерте выступили молодые силы — Камерный хор Московской консерватории (открыл концерт самый известный номер программы — кантатой «Теперь всегда снега» на слова Геннадия Айги), оркестр «Гнесинские виртуозы», ансамбль «Студия новой музыки».
Но самые ответственные соло исполнили проверенные товарищи композитора, чьи инструменты давно срослись с ее музыкой.
Фридрих Липс сыграл концерт «Fachwerk» баян, ударных и струнного оркестра — эффектное, полнокровное сочинение, любующееся открыточным архитектурным стилем старой Европы, без сюсюканья.
А главным пунктом программы стала мировая премьера «Простая молитва» для чтения, двух виолончелей, контрабаса, фортепиано и ударных. Именно для чтения, а не для читателя — потому что и играть, и произносится очень пространный текст, который является авторской компиляцией из различных духовных собраний, «Песни песней» и собственных слов, он должен один и тот же человек, виолончелист Владимир Тонха. Ему опус и посвящен.
«Простая молитва» оказалась очень сложной. Это неуютное, настойчиво-нудно, даже самое худшее, рассказ, от которого хочется загородиться. Инструменты мрачно технически в низком регистре, бесконечный монолог, направленный к Богу, но не доброту, четче и агрессивнее, только в нем звучат слова о ненависти к врагам.
Эта тема постоянно возвращается, из замкнутого круга долго не можете избежать, и облегчения не приносят даже заключительные слова старой молитвы:
«О, боже! Помоги мне в том, чтобы утешать меня. Но чтобы я мог утешить. Не в том, чтобы меня поняли. Но: чтобы я знал… Не в том, чтобы меня любили. Но: чтобы любил…»
«Простая молитва» не столько дает надежду на любовь, сколько предостерегает от ненависти. И эта роскошь прямого высказывания восхищает не меньше самого высказывания.
См. также:Жертва холостыми
Музыка Галины Уствольской тоже говорит прямо. Ее творчество-это совершенно отдельный, не похожий мир. Если возможна музыка, полностью свободная от общества, именно она.
Уствольская вела советскую храм жизни (что гораздо сложнее, чем в гамбурге), я старалась ничего не писать на заказ, а если писала, то не думала, что эти произведения заслуживают внимания. Но тщетно.
На концерте в Рахманиновском зале была выполнена одна из следующих работ начала 70-х годов — Хвалебная песнь «Мир» для хора мальчиков, четырех труб, трех барабанах и фортепиано. Песня вроде бы о-мажор «миру мир», но он выкован с такой прекрасной грубостью и яростью, которую невозможно не узнать.
Симфония № 5 «Аминь». Фото – Виталий Назаров
Авторский сценарий Уствольской не путать с чем. Она сбежала никаких последствий прошлого и настоящего — даже своего учителя Шостаковича. Это музыка с чистого листа, для странных, совершенно неконвенциональных единиц, состоящий в основном из кварталов, при этом метрически не организованных. Эта музыка, говорит он, и каждое слово в этом вопросе. Если что-то приходит на ум, это средневековый григорианский хорал.
Совершенно нерядовой концерт, организованный неутомимым Алексеем Любимовым с участием виолончелиста Александра Рудина и солистов «Студия новой музыки» в рамках консерваторского абонемента «Наследие ХХ века», ни к какой дате привязан не был (к 100-летию Уствольской будет в 2019 году) и специального слушательского внимания не обратил.
После перерыва, когда отпевшие мальчики (Московская городская группа из школы № 1234) вместе с родителями отправились, зал совершенно неприлично опустел. Поэтому мощнейшее сочинение, завершавшее программу, слышали немногие.
Симфония № 5 «Аминь», написанная уже, можно сказать, что в наше время, в 1990 году, и вовсе не для симфонического оркестра, а для речитатора, озвучивающего молитву «Отче наш», скрипки, гобоя, трубы, трубки и деревянного куба. Этот модуль когда-то стоял на личный заказ Уствольской ленинградским плотником и воспроизведения в наше время не подходит, потому что такой ужасный ДСП уже не делают. Но, возможно, именно его глухой стук помогает так напористо и убедительно пробираться к словам молитвы.
Екатерина Бирюкова, Colta.Ru
Об авторе