Так как только время может проехать января за рубежом, так что все чаще мысли обращаются к тех мест на земле, где живет высокое искусство, где трепетно относятся к памяти великих предков.
Одним из таких мест является совсем небольшой город в Италии, в провинции Марке, известный Пезаро на берегу Адриатического моря. Да, это город, в котором родился гениальный Джоакино Россини, город на фестиваль, носящий имя композитора. Известный россиниевский оперный фестиваль, ФСО, проводится каждый год в августе месяце в Пезаро. Летом этого года состоится уже ПОДСИСТЕМ фестиваль.
В наши дни Пезаро — это место, где жил и работал легендарный маэстро Альберто Зедда, уникальный специалист, исследователь наследия Дж. Россини, выдающийся дирижер, основатель и художественный руководитель россиниевского оперного фестиваля.
В рамках фестиваля работает Academia Rossiniana. Основатель и руководитель Академии также маэстро Альберто Зедда. Это школа для молодых певцов, постигающих секреты belcanto. Все ученики этой школы были включены в программу фестиваля, как действовать в опере «Путешествие в Реймс» Дж. Россини на сцене театра Россини.
Кажется все так далеко, а в другие, более теплый климат. Но, тем не менее, оказывается, что не так далеко. Судите сами: если коснуться истории, еще при жизни Дж. Россини его музыка пришла в Россию. Это было в 1821 г. в Одессе, где представлена опера «Севильский цирюльник».
Именно тогда я услышал эту музыку, А. С. Пушкина, который был в южной ссылке. Это событие доподлинно описано поэта в романе «Евгений Онегин». Несколько стихотворных строк передают яркие впечатления поэта от услышанной музыки Дж. Россини:
«Он звуки льет — они кипят,
Они текут, они горят,
<…>
Как зашипевшего Аи
Струя и брызги золотые…»
А что же сегодня? На предстоящем летом этого года фестиваль будет путешествовать довольно представительная группа российских певцов, уже состоявшихся художников, музыкантов. Среди них есть известные артисты с мировыми именами, а на самом деле они все уже знаменитость. Возьмем для нашей сопрано Ольга Перетятько. Певица почти каждый год представляют на фестивале. В этом году в программе фестиваля сольный концерт певицы.
Что это за волшебное место на земле — Пезаро? В результате чего там, для многих музыкантов? Какая сила заставляет любителей оперы преодолевать огромные расстояния, чтобы слушать Россини? В преддверии Россиниевского фестиваля удалось на короткое общаться с российских исполнителей, который вы собираетесь выйти летом на этой престижной площадке.
Некоторые участники предстоящего фестиваля, а это сопрано Ольга Перетятько, меццо-сопрано Виктория Лето, меццо-сопрано Анна Горячева, тенор Максим Миронов и дирижер Денис Власенко, были приглашены почти одни и те же вопросы. Каждый из них рассказал о своих отношениях с россиниевским фестиваль в Пезаро.
Ольга Перетятько, сопрано:
«Впервые идея поехать на россиниевский оперный фестиваль в Академии появилась у меня в 2005 г., когда я прослушивалась при маэстро Альберто Зедды в Германии.
Мой первый фестиваль в составе Академии, когда я вошел прямо в обе стороны, что было впервые в истории фестиваля. Это были партии контессы ди Фолльвилль и Коринны в опере Дж. Россини «Путешествие в Реймс». После моего дебюта, после проверки моих нервах, маэстро Альберто Зедда пригласил меня в основной программе фестиваля на следующий год. Мне был предложен со стороны Дездемоны в опере «Отелло» Дж. Россини.
ROF навсегда останется вехой в моей жизни и в моей карьере, потому что, на самом деле, там моя карьера началась в 2007-м году. Я был почти на каждом фестивале, а в 2010-м году там, в Пезаро, я познакомилась с будущим мужем.
Так что небольшой итальянский город Пезаро мне счастье! Я с большим удовольствием каждый раз туда обратно, особенно люблю зимние месяцы, в этот приморский город, где нет туристов и можно насладиться прогулкой по такой знакомый на море в одиночестве, разжечь дома камин и пригласить в друзья»
В основной программе фестиваля в этом году примут участие солистка столичного театра «Новая Опера», меццо-сопрано Виктория Лето. В 2013 г. певица участвует в очень хороший для постановки пьеса, название, которое на русском языке звучит как «Вор по случаю».
Это комическая опера Дж. Россини. И здесь оказались подходящими и актерских качеств Виктория Весны. Было приятно и радостно видеть, как органично существует певица в хитросплетениях его роль. Меццо-сопрано Виктория, Летом очень плотно включен в спектаклях и концертных программах театра, но и летом, на вашем пути лежит в Пезаро, Россини.
Виктория Лето, меццо-сопрано:
«На фестивале я слышала уже давно. Это Мекка для россиниевских певцов. Там выступали многие известные мастера прошлых лет. Идея появилась после того, когда я начал петь, музыка Россини, и я понял, что эта музыка идеально подходит для моего голоса.
На ФСО я попал в первый раз в 2009 и не играет, а только отправив CD для маэстро Зедды. Он и пригласил меня в известной Accademia Rossiniana. После занятий в академии успешно дебютировал в опере «Путешествие в Реймс» в партии маркизы Мелибеи. Я был рад, что маэстро доверил мне выполнить эту роль дважды.
Для меня ROF — это счастливый начала моей профессиональной деятельности. После первого появления ROF я получил несколько ангажементов. И еще — это уникальная возможность для общения с выдающимися музыкантами, конечно, с легендарным маэстро Альберто Зеддой и гений Россини»
В программе фестиваля — 2013 — совершенно изумительный спектакль, опера «Маршруты в Алжире» Дж. Россини. Постановка содержит все возможные трюки обновление, но так как это было сделано, с какой тонкостью, чувством юмора, вкусом! В главной партии выступила наша меццо — сопрано Анна Горячева, заявившая о себе как о новой звезде мировой оперы Услуги. Мы певица не только великолепным голосом, но и красотой, чувство меры, выдающихся актерских данных. Все эти качества позволяют надеяться на успешное развитие карьеры молодой певицы.
Анна Горячева сказала:
«Идея моего участия в ROF появилась у маэстро Альберто Зедды, когда мы работали в Антверпене в постановке оперы «Путешествие в Реймс». В том же году меня пригласили петь на ROF.
2012 год принес мне партию Эдоардо в опере Дж. Россини «Матильда ди Шабран» с Хуан-Диего Флоресом и Ольга Перетятько. Партия сложная. На сцене в непосредственной близости от таких мастеров, и очень почетно, но и очень ответственно. Был огромный успех!
Для меня ROF — это всегда не только огромная ответственность, но и возможность работать в непосредственной близости от супер-мастеров бельканто. Еще ROF для меня это атмосфера праздника на курорте, встречи с самыми любимыми коллегами. Спасибо, ФСО!»
Оперы Дж. Россини совершенно невозможно без теноров, как, впрочем, и без других типов голосов. Тем не менее, тенор занимают особое место в мировой оперы наследия. Многие известные певцы, носители этого типа голоса, начали свою карьеру на фестивале в Пезаро. Из современных исполнителей можно назвать, например, Хуан-Диего Флореса и нашего тенора Дмитрия Корчака. В программе фестиваля в этом году это название еще один русский певец Максим Миронов.
Как складывались отношения срок Максим Миронов с известным фестиваль? Об этом рассказывает сама певица:
«Я Не могу сказать, что у меня где-то «появляется идея» защиты ROF. Все стало как будто на себя, это вполне естественно.
После прослушивания мне предложили принять участие в летней академии, на что я с большой радостью согласилась. Многие говорили мне, что после выступления на престижном Глайндборнском фестивале не стоит ехать в Пезаро в Академии. Но я понял, что еще много нужно учить, и что Пезаро будет идеальное место, чтобы отточить свои навыки.
В этом году стояла удушающая жара. Утром мы работали с маэстро Альберто Зеддой, а вечером репетировали оперу «Путешествие в Реймс», который уже много лет ставит каждый фестиваль силами молодых певцов академии. Это был трудный период, но он принес свои плоды. На следующий год я выступил в основу фестиваля в партии Линдоро в «Итальянке в Алжире», став первым русским тенором за всю историю ROF.
Первый фестиваль прошел для меня легко и приятно. Может быть, потому, что до Пезаро я дебютировал в партии Линдоро фестиваля в Экс-ан-Прованс. Может быть, из-за молодости. Очень помогла поддержка, оказанная мне из всех участников фестиваля. Все поняли, что я молод, может быть, не совсем зрелые, но что я могу стать достойным членом большой пезарской семьи.
ROF сегодня для меня это что-то гораздо более сложным, чем просто престижный международный летний оперный фестиваль. Это и друзья, которые так много будет лето в Пезаро.
Многие коллеги-певцы выбрали Пезаро местом для вашего пребывания. И я прекрасно понимаю. Небольшой старинный удобный городок на берегу Адриатического моря, прекрасный во все времена года и наполняющийся музыки в августе, не может стать центром притяжения для певцов.
ROF сегодня — это серьезная и сложная и многоуровневая работа. Это возможность встретиться и обменяться мнениями с ведущими музыкантами мира, работающих над россиниевским репертуар. Но это и шанс, чтобы встретиться с поклонниками музыки Россини. Нигде в мире при меломанов нет такой возможности, недалеко находится у истоков новых производств, новых голосов. Почти каждый день можно увидеть своих кумиров, на улице, в ресторане, на пляже. Пезаро и ФСО это абсолютно уникальное место, в которое вы должны посетить, по крайней мере, один раз каждый любитель музыки Россини»
Да, судя по всему, настроение участников предстоящего фестиваля довольно серьезный. Артистов, певцов — это понятно, но вот дирижер, участие в столь престижном фестивале, а даже и не в первый раз, это явление особенное.
Как таковой появился наш молодой маэстро Денис Власенко, успешно делает карьеру, в том числе и как оперный дирижер. Конечно, управлять оркестром, специально роль. А здесь, в конце концов, даже и певцов! Это же опера! Как вы чувствуете, и быть в состоянии передать стиль произведения Дж. Россини, чтобы итальянцы, может, даже и сам маэстро Альберто Зедда, доверили тебе место за пультом оркестра! Наш Денис Власенко был первым дирижером из России, удостоившийся такой чести.
Маэстро Денис Власенко сказал о месте фестиваля в его творческой жизни:
«Россиниевский фестиваль в Пезаро стал для меня «окном в Европу», так как именно там состоялся мой дебют в качестве оперного дирижера и дебют с чужим оркестром. Да, с некоторые сразу с Оркестр Болонской оперы! Это произошло летом 2008 года. Но годом ранее, благодаря моим друзьям Дмитрию и Анастасии Корчак, которые я была в гостях летом, я побывал на этом фестивале в качестве зрителя и в состоянии своими ушами и глазами, чтобы оценить высокий художественный уровень фестиваля.
Там я познакомился с агентом, который пообещал, что «что-то мысли насчет меня. И в скором времени оказалось, что он показал мне записи арт-директор фестиваля, маэстро Альберто Зедде, который, в свою очередь, и пригласил меня в качестве дирижера молодежного программе фестиваля Accademia Rossiniana. Тогда я дирижировал оперой «Путешествие в Реймс». Это было в 2008 году. Я думаю, что здесь не без рекомендации Дмитрия Корчака, который в это время уже часто выступал в Пезаро.
После успешного дебюта появились другие зарубежные контракты. Но я очень рад, что остался, не побоюсь этого слова, в дружеских отношениях с маэстро Альберто Зеддой, с которыми, кстати, у нас есть довольно внушительная разница в возрасте, но маэстро настаивает на том, что я обратился к нему на «ты». Это очень трогательный!
Когда Альберто Зедда прибывает в Москву, я всегда стараюсь присутствовать на его репетиции и концерта. Он большой музыкант, серьезный дирижер и один из самых известных и авторитетных специалистов по творчеству Россини в мире. Я рад, что и мой токио дебют оперы Дж. Россини «Граф Ори» состоялась в прошлом году по его рекомендации. А приглашение дирижировать оперой «Счастливый обман» в основной программе предстоящего фестиваля являются высокое доверие, которое мне дано со стороны маэстро.
При этом все очень любезны. Я чувствую особую ответственность, которая ложится на меня, как на музыканта.
Стоит ли говорить о престиже фестиваля, когда лучшие певцы, россиниевского репертуара, почитают за честь выступить всемирно известная площадка, которая Пезаро! Дирижировать или петь Россини в Пезаро — это так же ответственно, как исполнять Моцарта в Зальцбурге или Вагнер в Байройте»
После этих слов, как признание, остается только поблагодарить всех участников нашего разговора, прекрасный, хотя и небольшой, но такой емкий рассказы о ваших отношениях с россиниевским оперный фестиваль! Удачи, успеха фестиваля — 2015 г. в Пезаро!
Людмила Краснова, доцент ФГП МГУ имени М. В. Ломоносова, член СЖР, музыкальный критик
Об авторе