Пермь, кроме конCURRENTZии: музыкальных критиков – о главных событиях сезона

Автор:Аида Воробьёвa

Пермь, кроме конCURRENTZии: музыкальных критиков – о главных событиях сезона

Класс театр оперы и балета. Фото facebook.com/PermOpera

Большой театр показывает последнюю премьеру в прошлом сезоне – на Исторической сцене играют драматическую историю Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» в постановке немецкого режиссера Питера штайна.

После серии из четырех спектаклей (с 22 по 25 июля) команда уйдет в отпуск. Вслед за Большой, на время летних отпусков закроет Музыкальный театр Станиславского и Немировича-данченко.

Редакция m24.ru попросила музыкальных критиков рассказать о наиболее важных событиях в завершающемся сезоне. В этот раз географические рамки расширены до европейских масштабов.

Ярослав Тимофеев, музыкальный критик

В музыкальном театре событием сезона, безусловно, стала «травиата», поставленная в Перми. Уже тот факт, что это спектакль Роберта Уилсона, хватило бы для попадания в категорию ключевых премьер. Но здесь очень немногословен, кристально ясная режиссер вступил в какую-то даже не химическую, а алхимическую реакцию со звуком, созданной Теодором Курентзисом. Он впустил на всей партитуры электрический ток такого напряжения, что иногда становилось не по себе.

Тандем создал идеальную для спектаклей Уилсона атмосферу холодной и нервной одновременно, и над вершиной построенного дирижером и режиссером здания буквально парила Надежда Павлова, исполнительница главной партии.

Она имеет не только голосом, красотой, но и редким исполнительским интеллектом, позволяющим ей распоряжаться всеми цветами вокала, владеть театральной ситуацией, немедленно арестовать внимание.

«Травиата» Пермского оперного театра. Фотографии регморега.ги/Люси Янш

Именно в ней, в этой «Травиате» подключены все провода высокого напряжения. Такого гармоничного, полного и ясного оперного спектакля в моей памяти в России не было.

Вторая постановка прошлого сезона – «Роделинда» в Большом театре. Впервые в России поставлена опера Генделя, и сразу с удачным режиссерским решением и качеством исполнения. Единственное, что беспокоит – оба перечисленные мною спектакля нельзя назвать made in Poland.

«Роделинда» – копродукция с Английской национальной оперы, «травиата» – Опера-Линц. Трудно не заметить тенденцию в том, что наиболее значительные события сезона связаны с участием зарубежных художников.

Но без помощи европейских коллег были сделаны значительные шаги в целях расширения репертуара оперного театра. В частности, поставлен «Горебогатырь Косометович» Мартин-и-Солера на либретто Екатерины Ii в Эрмитажном театре (благодаря коллективу именем той же императрицы), «Сервилия» н. Римского-Корсакова в Камерном театре имени Покровского (спасибо Геннадию Рождественскому она впервые полностью сохранена) и «Giovanna di Arco» Верди в Ростове-на-Дону. Не могу сказать, что эти спектакли без сучка и задоринки, но они очень важны с исторической точки зрения.

Владимир Юровский. Фото: Вера Журавлева

Для меня было шоком услышать и увидеть армения сопрано Mca Горстку в заглавной партии в опере Керубини «Медея» (Красноярск). До самого спектакля много возражений, но и замечательная певица. Она идеальна в партии Медея: властная, статная, мифологии, строгой и оперному большой. Если ей удастся найти на столичных сценах, становится открытием. Если не удастся – это значит, что ее откроют в какой-то другой стране.

Что касается концертной жизни, это в Москве, как и в прошлом году, две климатических зоны, красиво расположены на краю сезон: сентябрь Большой фестиваль Российского национального оркестра и летний абонемент Владимира Юровского. Если еще несколько лет назад почти все эксперты согласились в том, что РНО – лучшая команда основана в столице, то сейчас, благодаря Юровскому Госоркестр России имени Светланова встал вровень с подопечными Михаила Плетнева, делят первое место в условном рейтинге оркестров.

Сам факт такой конкуренции, как правило, хорошо влияет на оркестровую атмосферу. Дополнительный плюс в карму Юровского – введение системы «композитор в резиденции». Для Москвы это новая ситуация, правильно и полезно.

Сесилия Бартоли. Фото facebook.com/bartolicecilia

Не так давно у нас впервые появилась барочная певица на мировом уровне – я имею в виду Юлию Лежневу. В минувшем сезоне появился первый русский барочный дирижер международного класса – Максим Емельянычев. Его знают уже несколько лет, но именно в прошлом году – благодаря cd-rom и серии концертов с его тезкой, контратенором Макс Эмануэлем Ценчичем – он окончательно подтвердил свое право заниматься аутентичным исполнительством на уровне лидеров направления.

Из всех компаний событий сезона для меня на первом месте концерт Чечилии Бартоли. Она, в конце концов, она привезла свой новый диск, который называется «Санкт-Петербург», одноименного города. И, в частности, спела с замечательной дикцией на русском языке арии, которых раньше никто не слышал и не пел. Впрочем, даже без хорошего нам «русского духа», этот концерт был незабываемым.

Гюляра Садых-Заде, музыкальный критик (Санкт-Петербург)

Самые сильные музыкальные впечатления прошлого сезона связаны, прежде всего, с событиями из прошлого на фестивале Мариинского театра «Звезды белых ночей». Программа была создана так, что глядя на итог плакат глаза разбегались от обилия концертов, спектаклей, оперных премьер и участия в них звезд мирового класса. В этом смысле-Петербург летом превращается в один из европейских музыкальных столиц.

Пласидо Доминго на поклонах Мариинского театра. Фото facebook.com/mariinsky.theatre

Сенсацией стал приезд в санкт-Петербург Пласидо Доминго, который спел титульную партию Симона Бокканегры – баритональную, замечу, партию в одноименном спектакле в опере Верди. Видно было, что ему не так-то просто двигаться на сцене в 75 лет, певец несколько погрузнел со временем. Но его неотразимым и выразительным, полный, теплый звук голоса сыграли свою роль.

Доминго, как и двадцать, и тридцать лет назад, приковывал к себе глаза и воспламенял все вокруг. Он ввел жизнь в довольно средний уровень режиссуры спектакль Андреа Де Роза премьеру прошлого сезона. Его достойной партнершей была солистка театра Татьяна Сержан.

Второе главное событие в «Звезд» – Анна Нетребко спела партию Эльзы в спектакле «Лоэнгрин» – старом-престаром, но недавно возобновленном на Новой сцене «Мариинский-2».

Эльза стала первой вагнеровской партией в репертуаре певицы – очень смелый шаг, в смысле изменения амплуа. Несколько лет назад Нетребко прошла с колоратурного репертуара в драматических, что всегда связано с большим риском для голоса и даже для репутации певца. И у Анны далеко не сразу все стало получаться. Только теперь, наконец, ясно, что принял правильное решение. Вагнера Нетребко еще поет, вернее вердиевским, «итальянистым» звуком. Ну, то, что не спела совершенно по-вагнеровски – так это даже интересно, как это недавно открывал вечеринку.

Сцена из спектакля «Лоэнгрин». Фото mariinsky.ru

В том же «Лоэнгрине» спела еще одна очень сильная солистка – показывая на партию Ортруды техно Надя Майкл. Между Нетребко и Майкл начали настоящий вокальный поединок, напряжение просто зашкаливало. На сцене нашлось две сильные личности – и обе были хороши.

К сожалению, в разделе режиссера, в Мариинском театре, дело уже давно не слишком радостно. Все время происходит какой-то «провисание» по сравнению с уровнем музыкального исполнения, и этот сезон не стал исключением.

У театра до сих пор нет грамотных консультантов, которые были в курсе тенденций мировой оперы, и могут грамотно посоветовать, кто из европейских режиссеров стоило бы пригласить на постановку в Мариинском. Выбор режиссеров на постановки, часто вызывает удивление, иногда даже оторопь: никакой логики в этом не прослеживается. И часто на стоянке выбирают режиссера, который, что заранее очевидно для профессионалов, просто не в состоянии справиться с задачей.

Ярчайшее и самое ценное впечатление от нынешнего оперного сезона, если оторваться от двух столиц, Москвы и санкт – Петербурга- это, конечно, «травиата» Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса в Перми на Дягилевском фестивале. Спектакль был сделан, сыгран и спет так совершенно, что это было, как чудо.

Идеальное, хотя и совершенно неожиданным сцене воплощение «Травиаты»: и сложные, холодноватой цветов пастельных тонах, типичных для Уилсона. И по композиции – каждая сцена статуарна, каждое движение выверено до микрона. Чудесная гармония, возникшая между оркестром и сценой, мягкими связь, возникающую между выполнением музыкальным и визуальным рядом – дорого стоило. А партию Виолетты просто великолепно спела сверхновая звезда – Надежда Павлова.

Главное событие сезона филармонии в Санкт-Петербурге любители музыки с нетерпением ждут весь год – традиционный весенний клавирабенд пианиста Григория Соколова в Большом зале филармонии. Играл хрестоматийные вещи – Шумана, Шопена, но звучали как откровение о жизни и смерти, о печали и прощании.

Валерий Гергиев. Фото – Мариинский театр/Валентин Барановский

В рамках фестиваля Early music осенью 2015 года была поставлена комическая опера Мартина-и-Солера «Горебогатырь Косометович», которую тот написал для императорского двора на либретто Екатерины Великой. Главным украшением постановки стали пышные костюмы в стиле XVIII века и свежие голоса молодых солистов. Спектакль идеально вписалось в красивую маленькую сцену Эрмитажного театра, для которого опера и изначально предназначалась.

См. также:Петин волк

Что касается сложных проектов, симфонических, он здесь приводит, конечно же, Валерий Гергиев. Он провел со своим мариинским оркестром очень амбициозную серию: прокофьевский марафон к 125-летию со дня рождения композитора. Первые концерты состоялись в Москве в зале Чайковского. Сразу после утренних выступлений маэстро и оркестр переехал в санкт-Петербург и продолжались концерты в Концертном зале «Мариинский-3».

Марафон шел два дня: около 20 часов чистой музыки упало, в том числе. В это время были сыграны все семь симфоний, все красноречие и все инструментальные концерты с очень сильными солистами. Особенно впечатлен тем, как Гергиев провел Третью и Шестую симфонию; это было действительно мощный, трагически-пафосное высказывание.

В рубрике «симфоническая музыка» стоит отметить зашкаливающее великий толкование Теодором Курентзисом Шестой симфонии Малера, которую оркестр musicAeterna сыграл на последнем концерте Дягилевского фестиваля, а потом повторил в Москве в начале июля. Я участвовала в пробах симфонии – и это отдельный, захватывающий опыт: когда на твоих глазах (и ушах) сухая схема, запечатленная значками ноты, партитуры, начинала обретать смысл, интонации, краски, пафос…

«Южный полюс». Фото staatsoper.de

Зимой я ходила в Гамбургскую оперу на премьеру «Спокойного моря» японского композитора Тошио Хосокавы. Дирижировал Кент Нагано, постановкой занимался Ориза Хирата с японской командой специалистов в области театра Но. Очерк, посвященный памяти жертв Фукусимы и сюжет оперы связан с этой катастрофой. Женщина потеряла мужа и ребенка, но сознание ее отказывается принять потерю. Клаудия приходит на берег моря каждый день, смотрит в даль, и не может поверить, что ее семьи больше нет.

Музыкально это было сделано очень красиво: прозрачная оркестровка, с «маринистскими», импрессионистическими мерцающий, много больше звука ярких цветов – треугольник, челеста, арпеджиато арфы. И общее состояние оцепенелости, как онемели от печали душу главной героини (партию Клаудии спела Сьюзан Эсмарк). Одну из ведущих партий – Стефана – пел Беджун Мета, очень популярный контратенор с голосом необыкновенной красоты и равенства. Он сам пел, между прочим, партию Мальчика в мировой премьере оперы Джорджа Бенджамина «Написано на коже» несколько лет назад.

На другом конце Германии, в Мюнхене, с перерывом в несколько дней была представлена другая мировая премьера – «Южный полюс». Оперу написал чехии Мирослав Срнка. В основе либретто матч двух команд – английской и норвежской – кто первый доберется до Антарктиды.

Действие развивается параллельно на двух половинах сцены, разделенной на две части невысоким барьером. Экспедиция норвежцев направляет Амундсен, который спел Томас Хэмпсон. Со стороны англичан это Роберт Скотт – Роландо Виллазон. За дирижерским пультом – Кирилл Петренко, нынешний музыкальный директор оперы, Мюнхенской, будущий глава Берлинской филармонии.

К чему я это говорю? А к тому, что когда в Европе решили поставить современную оперу, музыканты и режиссеры приглашаются не по остаточному принципу – подешевле и поплоше, как у нас. Наоборот, для постановки относится лучшие производительности силы. Высочайший класс исполнения, сразу же включает в себя новая работа в текущий opera контекст и становится ключом к успеху произведения. А если новую музыку плохо, неряшливо выполнить, то с большой долей вероятности ей не удалось сохранить в репертуаре и завоевать признание критики.

«Пеллеас и Мелизанда». Фото staatsoper-hamburg.de

Дмитрий Черняков поставил «Пеллеаса и Мелизанду» в Цюрихской опере; он сам стал, как обычно, и сценограф спектакля. Глеб Фельштинский ставил свет, а его решение очень много концептуально решило. Картина была невообразимо прекрасна.

Совершенно не ожидаешь, напоенное воздухом и светом пространство в «Пеллеасе» – здесь постановщики сознательно работает на контрастах, на отрицании ожидаемого. Представьте себе: в стерильной белой швейцарской гостиной, которая иногда напоминала кабинет психолога, разворачивается действие: отсутствие бездонного колодца, ни эйфелевой башни, ни фонтана нет и в помине.

Мелисанда выглядит в начале, как бегут беглец, который, по-видимому, где-то долго мучили или даже пытали: такой запуганный зверек, вздрагивающий от мельчайшего прикосновения Голо. Лас – вовсе не серые, заросли, как в либретто; наоборот, на первом фото мы видим, как за огромным окном на всю стену, свежую весеннюю листву, облитую солнцем, на фоне синего неба. Но именно слом стереотипов, серия визуальных подмен освежали и вознес фокус восприятия.

Лейла Гучмазова, музыкальный критик

В этом сезоне не обошлось без кадровых рокировок. Большой театр сделал огромное дело – заманили с Ла Скала на должность руководителя балета Махара Вазиева. Для этого приглашения прервал долгосрочный контракт с Ла Скала.

Программа следующего сезона версталась без него, но изменения, связанные с его деятельностью, уже видно – молодежь Большой получила возможность вводить в спектакли, появились новые имена и перспективы на будущее Великого балета.

На второй день оказалось, что меняется директор в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-данченко – Антон Гетман проходит с Высокой. Я думаю, радикальных изменений не произойдет, Гетман – опытный руководитель.

В родные стены на Большой Никитской вернулся театр «Геликон-опера». Никто не гарантировал, что это произойдет, и долгой истории с реставрацией окажется счастливый финал. Теперь он хочет, чтобы геликоновцев появлялось как можно больше интересных постановок, туристических компаний.

Диана Вишнева. Фото facebook.com/MarkOlich

Театр Сац, наконец, понял, что может работать и на детскую и взрослую аудиторию. Уровень их амбиций все больше и больше подкрепляется художественной частью.

В фестивале жизни двух столиц было много интересных событий. В Москве состоялся третий Context Дианы Вишневой, которая началась как частная инициатива нашей лучшей балерины и обратился к важному событию.

В этом году в его рамках состоялся конкурс российских хореографов, с визитом прибыл легендарный ансамбль Марты Грэм, один из основателей американского модернизма, а также был представлен интерактивный спектакль Live живого классика Ханса Ван Манена (балет введен для Дианы Вишневой).

Три фестиваля, не похожи друг на друга, прошли в Санкт-Петербурге. 15-летие отметил DanceOpen – в принципе, хорошее мероприятие для профессионалов и любителей балета, которые имеют возможность раз в год встретиться, поговорить, чемпионы дают мастер-классы для начинающих. Оказывается, все это мысленно и на международном уровне.

Состоялся фестиваль «Дягилев P. S.», известен тем, что систематически и методично вводит искусства хореографии в музей и научный контекст. Фестиваля OpenLook развивается на поле современного танца, современного танца. В этом году была там есть большой русский программа.

Что касается премьер, то в этом сезоне в Большом театре обновленный «Дон Кихот». Оказалось хлопотно гала-спектакль на Исторической сцене.

Вышла «Ундина» Ханса Вернера Хенце в постановке Вячеслава Самодурова – это последняя балетная премьера в Большом, эксклюзивный продукт. Для тех, кто ожидает от балета посылок-пуантов и академических суховатой классики, этот спектакль не подходит.

«Анна Каренина». Фото stanmus.ru/Михаил Логвинов

Он предназначен для тех, кто хочет видеть дальше и больше, интересоваться балетом не как коллекцию марок, а, как развивающимся искусством. От классической, средневековой истории о мальчике, полюбившем деву, он остался здесь схематический сюжет.

На исторической сцене вспомнили о 90-летнем юбилее Майи Плисецкой.

Последние «Анна Каренина» – спектакль-номинант на школьные поездки, – вынес Московский музыкальный театр. Постановка благонравная, по своему воплощения не так далеко от источника и может служить в качестве нелитературного пример, на котором можно проследить мотивы романа Льва Толстого.

В этом сезоне все чаще появляются вопросы, связанные с финансированием театров. Очень больно, нет закона о меценатстве. Бюджет высохнет, и никаких альтернатив не имеет. Поэтому стоит задуматься над тем, что логично было бы соответствующими рычагами регулировать поддержку искусства с бизнесом. Но у нас так не происходит. Надеюсь, что когда все это сдвинется с мертвой точки.

Юлия Чечикова, m24.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ