Композиторы Леонид Десятников и Илья Демуцкий во время церемонии вручения премии «Золотая маска» 2016. Фото Юрий Мартьянов
Результаты музыкальной «Маски».
От масочного музыкального жюри, возглавляемого в этом году, бывший советник двух президентов по вопросам культуры, баритоном и оперы автором Юрием Лаптевым и украшен Николая Цискаридзе, изначально ждали более консервативных решений, чем от драматического.
Так и случилось. Выбор жюри — постоянный, основной, конечно же, высокое качество искусства. А непонятное и слишком новые рассадим ее в сторону. Для этого есть специальная оговорка, которая называется — номинация «Эксперимент» (напомню, участвуют как Экспертов совета и оба жюри — музыкальные и драматические).
В этом году два спектакля из пяти номинантов в «Эксперименте» были музыкального происхождения, и оба получили «Маски». Это, скажем так, самые дружелюбные и гостеприимные музыкальные «Маски», которые открывают двери незнакомым художественным практикам и людям снаружи.
Величественный перформанс «Звуковые ландшафты» Петра Айду в Школе драматического искусства, в котором вместо актеров выступают реконструирован шума машины с 20-х годов прошлого века, был объявлен победителем в «Эксперименте». А «Путешествие в Страну джамблей» — очаровательной детской опере-adventure, в регионе «пермь» театра оперы и балета с музыкой Петра Поспелова — умилившееся музыкальные жюри издал один из своих спецпризов.
В основных же музыкальных категориях есть какие-то уверенным шагом, трех крупных оперных домов в столице Великого с «Героем нашего времени», Театра Станиславского и Немировича-данченко с «Медеей» и «Хованщиной», «Новой оперы», «Ромео и Джульетта» (полный список лауреатов можно посмотреть здесь). Кто спорит, хорошие работы, сама в составе совета Экспертов их выбирает.
Ретивые хиты последних лет, которые вызывают наибольшую ажитацию масочной аудитории и наступающие на пятки всех, кто ни падения, — Класс и Екатеринбургский театры вместе с их преимуществами Курентзисом и Самодуровым — максимум, оставленные за скобками.
Четко слышно: «facebook platform». Пермь, рекордсмен по количеству номинаций, не мог заинтересовать жюри и своим «Дон жуаном» с аутентичными инструментами, и амбициозный «Сказки Гофмана», ни мировая премьера сценической версии ранних работ Шостаковича «Оранго / Условно убит».
См. также:Маэстро Спиваков назвал Свердловскую филармонию лучшей в России
Кроме детей «Джамблей», среди награжденных оказался только британец Дуглас Ли, признанный лучшим хореографом и прекратил таким образом, слишком раздражающий и яркий процессия екатеринбургского балета. А екатеринбургская оперная сенсация — «Сатьяграха» Филипа Гласса — я нашла в сердцах жюри слабый отклик в виде спецприза хора, обучившемуся санскрите и американский минимализм.
Ситуация немного улучшилась «Приз критики» (награжден решением STD в этом году в последний раз), унаследовал «Сатьяграхе» и по-прежнему приблизивший ее к этого исключительного положения, которые на прошлогодней «Маске» удалось занять класс «Королева индейцев» (надо понимать: если оперный спектакль получил приз, это значит, что его слава распространилась очень широко, и посмотреть его пришли не только музыкальных критиков, но и их более многочисленные коллеги по театральному цеху).
Главный курьез вышел в комнату номинации. Тот факт, что дирижеры Андрей Лебедев (в опере) и Юрий Кочнев (балет) обошли Курентзиса, дирижирующего на данный момент «Макбетом» в Цюрихской опере, войдет в историю «Маски», так же, как победа Владимира Понькина над Гергиевым в 2001 году. После этого случая, кстати, Гергиев решил на «Маску» не номинироваться.
Наиболее безоблачное выглядит жюри в разделе «Оперетта/мюзикл». Всегда получила почти, почти никого не трогают.
А самым болезненным номинация — «Композитор». Она, как не крути, по определению, новыми и непонятными. Однако речь не идет о партитурах XXI века. Из широчайшего спектра — от раймонда паулса в Театре мюзикла для радикалистов проекта «Сверлийцы» в Электротеатре — жюри было выбрала самый спокойный вариант: Ильи Демуцкого с песней трехактного балета «Герой нашего времени» в Большом театре.
В самом деле, смешно было бы ожидать, что солидный председатель жюри с окладистыми усами, влюбиться в музыку, номинированных на «Маску» «сверлийских композиторов» Филановского и Раннева.
Но даже сознание того, что услышал, что он, как и большинство его коллег, в первый раз встретился с этим совершенно параллельно к нему реальностью, просто в голове. Это тоже один из результатов музыкальной части «Маски».
См. также:XVI Международный фестиваль балета «Мариинский» откроется премьерой «Медного всадника»
Екатерина Бирюкова, colta.ru
Об авторе